24 июл. 2014 г.

Немного о гибкости мышления. Как будем развивать?


«Гибкость мышления – это показатель способности человека предлагать разнообразные идеи, подходить к проблеме с разных сторон, использовать различные стратегии решения».
Гилфорд Д.


Буквально вчера одна из моих знакомых говорит: «Хочу, что б мой мальчик принимал самостоятельно решения, ориентировался в потоке информации, легко выходил из затруднений. Хочу, что б был лучшим и все знал, мог (о родительских ожиданиях несколько позже), но понимаю, что только занятий в центре недостаточно (а может и не надо вообще), что «пичкать» насильно его знаниями вредно…»

И тут же, на детской площадке, в этот же день, подошла к нам (к мамам – дети наши играли в песочнице) девочка лет пяти. Ее слова: «Ой, какой мишка… Так хочется с ним поиграть…» И все… стоит… опять: «Так хочется с ним поиграть…». Девочка напомнила мне сразу утренний разговор с мамой мальчика… потом случаи из опыта работы в детском саду, когда ребенок не знал, как правильно обратиться к ровеснику или взрослому, когда что-то хотел, когда не мог самостоятельно принять решение в той или иной ситуации.
Я обратилась к девочке: «Хорошо, что нужно для этого сделать?» – молчание, потом : «Так хочется поиграть с мишкой...». Я: «Наверное нужно спросить разрешения:  – Можно поиграть Вашим мишкой? – молчание… - Да, можно, бери пожалуйста…». Меня это рассмешило… Потом такая же ситуация повторилась с лопаткой, которую девочка «хотела», но общалась она уже с нашими «неговорящими». Можете себе это представить!!! Смешно… а девочке вовсе не до смеха… Она совершенно нормальная, из хорошей благополучной семьи, без каких-либо отклонений. Она много знает, как показало дальнейшее с ней общение, но… гибкости мышления нет. Наблюдали Вы когда-либо такую ситуацию? Думаю, да.
Как  развить гибкость мышления??
Ну уж точно не накоплением знаний через посещение занятий, чтение книг, просмотр развивалок для детей (обучающее видео, мультфильмы и т.п.).  Эти все «методы» развивают  память, кругозор ребенка, формируют его мировоззрение, широту и глубину мышления. Но не гибкость! Эти качества мышления важны, но все по очереди: в год-два – понимать названия предметов быта, окружающей природы (растения, животные и т.д.), учимся общаться, сравнивать,  самообслуживанию обучаемся (самостоятельнораздеться, одеться, игрушки собрать, есть), а не буквы изучаем!



Итак, посещая, те же занятия в развивающих центрах, читая книги, задавайте себе вопрос: «Какую цель я преследую?» Изучая буквы в 2 года мы что, хотим чтоб ребенок в 3 читал? Зачем ему это? (Троечники делают только то, что принесет им удовольствие и выгоду, поэтому в жизни успешней, зачастую, чем отличники!!!)
Потом, когда Вы ведете ребенка в развивающий центр, прослеживайте в занятиях проблемные моменты, когда педагог ставит перед ребенком задачу, вопрос, создает неоднозначные моменты (ребенку не дается прямое указание к действию, а ситуация предполагает его, и малыш сам находит выход). Вот такой подход нужен! Читая книгу, делайте паузу (интрига), что же дальше…
А вообще гибкость мышления развивается в таких ситуациях, когда Вы вообще о ней не думаете – в быту, в повседневной жизни. Гибкость мышления – это умение применить имеющийся опыт в новой ситуации, умение найти новый способ решения в уже привычной обстановке.
Для развития гибкости мышления ребенка:
1.       Относитесь к шаловству ребенка с пониманием (то, чего мы не понимаем, не значит, что это не правильно, малыш видит это так). Ну а если он точно не прав – дайте возможность почувствовать ответственность за свой выбор (убегала 3 раза в розы: 1-2-й – уговоры, объяснения мамы, 3-й – упала – личный опыт – больше туда ни ногой). Строгие наказания и ограничения блокируют самостоятельность (ребенок боится пробовать что-то новое, так как присутствует страх ошибиться и быть наказанным - Ваше негативное отношение, тоже наказание!)
2.       Избегайте прямых указаний после 2-х (ну, хорошо – 3-х) лет: «Одевайся. Идем на улицу.», «Поставь чашку на стол» и т.п. Лучше формулировки, которые требуют мыслительной деятельности: «Пойдем на улицу? – малыш САМ принял решение – «ДА» (если, конечно, там интересней, чем перед компьютером – см. Прогулки) Что для этого нужно?». Или «Попила компот? Что дальше? Куда нужно поставить чашку?». С возрастом «проблемные» ситуации усложняются: ребенку 6 лет – «Уже девять часов вечера…» (ребенок САМ должен вспомнить  режимный момент дня и согласиться его выполнить… или найти аргумент его оспорить).
3.       Создавайте «проблемные ситуации» ребенку:
- смените обстановку дома: переложите книги малыша на новое, но доступное, вблизи  место, и спросите: «Тебе почитать? Что будем читать?» - пусть сам найдет и принесет книгу; поставьте завтрак на стол малыша, а стул отставьте  несколько дальше: «Садись. Позавтракаем.», в помощь ребенку - свой стул отставьте в то же место, потом возьмите его, поставьте к столу, присядьте кушать, некоторое время подождите, понаблюдайте, как будет действовать ребенок.


- учите «решать вопросы» во время прогулки: рано или поздно найдется на игровой площадке ребенок, который захочет отобрать игрушку у Вашего любимого чада и сделает это. Погодите «наступать на чужого ребенка», эффективней, научить своего правильно действовать. Когда у наших полутора годовалых малышек, пятилетний мальчик взял «без спроса» каталочку, и они подошли к нам с жалобой «уууу, ыыыы», мы: «Что: УУУУ, ЫЫЫ? Решайте свой вопрос. Что можно сделать? Идите к мальчику и договаривайтесь.» Мальчик не отреагировал, на малявочное: «дай-дай-дай». Мы: «Хотите каталочку – возьмите…» - забрали… хотят сами чужую игрушку – «Идите договаривайтесь. Можно обменять, попросить.».



- давайте ребенку право выбора одежды, игры и игрушек, событий, но не более чем из 2-3: «Что ты сегодня оденешь: вот эту юбку с этой кофтой или это платье?», ""Какие игрушки ты берешь на прогулку?"
Чем старше будет становиться ребенок, тем сложнее будут «проблемные ситуации».  Советуйтесь с ребенком: "Что будем делать? Как лучше поступить? Что купить, когда у нас денег ...?" и т.п. 

4.       После 4-х лет  отвечайте на очевидные вопросы (их суть – поймать внимание взрослого) неочевидными фразами. Ребенок: «Ты стираешь?» - мама: «Милая, я пою)))». После нескольких таких ответов ребенок перестанет у Вас спрашивать очевидные вещи, а научится искать более приемлемые для его возраста способы взаимодействия с Вами.

       В  любом случае, если у ребенка возникнут трудности, погодите помогать, лучше направляющими вопросами, дайте, все же, самостоятельно найти решение, а потом похвалите.




Комментариев нет:

Отправить комментарий