6 авг. 2014 г.

Как подготовить малыша к детскому саду.



Время пролетает, дети вырастают...  и вот, уже, детский сад. Как подготовить ребенка к нему, что бы безболезненно, что бы с радостью?

Итак, самое первое, что Вы сделали
– это сформировали у ребенка позитивное отношение к детскому саду: «В детском саду хорошо, там детки, игры, хорошие добрые воспитатели, много игрушек» -  и только в таком порядке (что б не было разочарований: игрушки быстро потеряют интерес, взрослые окажутся «не такие»), ребенок должен идти в детский сад устанавливать социальные связи в первую очередь с одногодками, а не воспитателями. Встречаются ребята, которые требуют только внимания взрослых, а с одногодками «им не интересно» - говорят родители. На самом деле ситуация несколько иная – ребенок не умеет общаться со сверстниками: с ними нужно делиться, договариваться, иногда уступать, иногда отстаивать свое мнение,  к ним нужно прислушиваться, приспосабливаться.  Именно это делают взрослые по отношению к нему. Но в условиях детского сада, такой подход просто не возможен, так как кроме этого малыша есть и другие, которые нуждаются во внимании. Педагог разделяет «себя» и свою любовь на всех деток. У ребенка, направленного на коммуникацию только со взрослыми, ситуация «Ты не один» вызовет ревность, а от сюда и нежелание ходить в детский сад.  Каждый ребенок эгоист (такова  природа маленьких людей), но если Вы направите его на общение с детьми, то он будет не зависим от внимания взрослого. Да, милые родители, не указала одного момента, начинайте позитивно настраивать ребенка на детский сад недели за две до его посещения. Так ребенок свыкается с мыслью, то это событие будет. Смело говорите о том, то малыш будет с детьми и воспитателями, пока мама пойдет по делам. Избегайте слов "оставлю" и выражений "будешь сам".
Итак, второе, что вы делаете – учите ребенка взаимодействовать со сверстниками: делиться, уступать, отстаивать свое мнение, договариваться, играть рядом (дети до 3 лет играют рядом, а не вместе) или же вместе (кому за 3). Это условная возрастная грань, так как каждый ребенок индивидуален. Знакомьте ребенка с правилами общения: «Нельзя драться, забирать…».  Пусть у ребенка будет 1-2 постоянных друга, тогда формируется еще и чувство общности со сверстником, чувство дружбы, уважения и… любви. Дети скучают друг за другом, ждут встречи и быстрее научаются взаимодействию.

В этом помогают:
1) посещения разных развивающих занятий в детских центрах (сейчас есть курсы для самых маленьких от 6 месяцев – и мама общается с другими мамами, психологами, педагогами, и ребенок социализируется уже), 
2) совместные с друзьями-ровесниками малыша экскурсии (зоопарк, кукольный театр или другие интересніе этому возрасту походы), 



3) прогулки в парк (как правильно организовать прогулку см. статью «Пусть прогулки будут интересны»), 
4) игры в песочнице возле дома (только если мамы учат общаться детей, а не забирают сразу молча обиженного или обидчика к себе или вообще домой при возникшем конфликте – так дети никогда не научатся договариваться, уступать, искать компромиссы).  «Как играть в песочнице» мы обсудим в одной из следующих статей.
В том случае, когда ребенок кричал: «Заберите от меня этих маленьких людей!», родители его всячески опекали и детей «он видел только со стороны, в парке, когда они гуляли семьей» - со слов мамы. Придя в детский сад естественно, малыш был в панике, он не знал, как с ними взаимодействовать, чего от них можно ожидать, ведь взрослые точно не обидят – миф, в который дите поверило, что тоже опасно – мало ли кто встретиться на его жизненном пути; взрослые всегда уступают – а во взрослой жизни так не будет!
Третье – развиваем самостоятельность ребенка.
Для этого:
приучите ребенка к самообслуживанию. Зачастую мы, родители, куда-то спешим, не успеваем, теряя золотые моменты обучения ребенка. Когда малыш после года пытается САМ  взять ложку и кушать, каша рассыпается, суп выливается на стол, стул, стену… Мы вырываем из его рук ложку со словами «Еще рано тебе самому!» или «Дай сюда, я сама тебя покормлю! Так быстрее будет!». Что мы сделали? Мы забрали не ложку у ребенка, а его право на самостоятельность!!! Убили на корню его желание трудиться и получать от этого удовольствие. Нет ничего проще, чем использовать сказочное время КРИЗИСА Я САМ для развития у ребенка самостоятельности. Пытается что-то одеть сам –«Молодец! Какая ты умничка! Я только вот здесь подтяну, поправлю чуть-чуть – если у малышки (малыша) не выходит и она (он) начинает сердиться, и быстренько все одели, застегнули, завязали – Вот и все! Молодчинка, все сама (сам) сделала!».
Если этот момент упустить, то в три года ребенок трудиться уже не хочет – тяжело. И тогда, я говорю, к малышу приходят «Немогу, нехочу ине буду».
Кроме того, учите ребенка отслеживать свои действия (рефлексировать): уронил бумажку на пол – «Ой, смотри, у тебя бумажка выпала (даже если ребенок это сделал нарочно, мы об этом молчим). Подними, пожалуйста, и отнеси в мусор. Умничка.»; пил воду, поставил бутылочку на полку с игрушками или на пол: «Где бутылочке место? Отнеси, пожалуйста. Молодец. Спасибо». Сразу ребенок может не ответить на вашу просьбу и просто проигнорировать ее. Тогда Вы улыбаясь, доброжелательно, нежно: «Давай я тебе помогу. Берем бумажку (бутылочку) и несем» - подводим ребенка к предмету, его рукой берем бумажку (бутылочку)  и сопровождаем наше чудо к нужному нам месту – «Молодец!». Работает как часы!!! Это важно для того, что бы ребенок умел оценить ситуацию, понять суть произошедшего и приять решение о дальнейших действиях. Плюс, называйте все что делаете сами, что одеваете ребенку, последовательность действий. Это формирует у малыша умение планировать («что за чем» и «что потом»). Что б не было потом «это е я… это он (она, так получилось)».
И еще, «отпускайте ребенка от себя». Родительская гиперопека формирует в ребенке неуверенность и массу комплексов: родитель - Не беги – упадешь, дите – Бегать я не могу; родитель – Не тронь вазу – разобьешь, дите – у меня руки не с того места. И т.д. Лучше пусть побежит и упадет – лучше станет бегать. Пусть посмотрит вазу, а Вы ее тихо забираете и «Давай поставим ее здесь». Переводите свои переживания «как он будет без меня», в свое убеждение «он справится». "Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом" - говорит психолог Ю.Б.Гиппенрейтер.
Плюс, создаем режим дня ребенка, приближенный к  режиму дня детского сада. А если добавить еще и физическую подготовку – вообще будет прекрасно (физически здоровый малыш – веселый малыш!).

Так что, родители, ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО, Вы только  живите с ребенком каждую минуту, наслаждайтесь общением с ним… Скоро он вырастет и пойдет в САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ВЗРОСЛУЮ жизнь. И какой будет эта жизнь, во многом зависит от нас.


3 комментария:

  1. Марина, благодарю за отличнейшие рекомендации! Тема актуальная для меня, как воспитателя группы раннего возраста, ежегодно. Беру к себе в копилку!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный7 марта 2015 г., 6:28

    Вы действительно верите, что в детском саду ваш ребенок кому-то нужен? особенно в государственном? где 30 человек в группе???

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, верю, уже теперь знаю!!! Кроме того, бывает, что в частных садах более равнодушное отношение... просто... человеческий фактор)

      Удалить