10 янв. 2015 г.

Лучшие "лекарства" от капризов


kaprizy
Вы думаете, если ребенок капризничает, значит с ним что-то не так? Возможно его нужно лечить? Хотите найти "лекарство", чтоб ваш малыш больше никогда не капризничал? Такого не существует? А я думаю, что существует)))))
ПОМНИТЕ, ДЕТИ ДО ГОДА НЕ КАПРИЗНИЧАЮТ!!! ОНИ ПЛАЧУТ, ХНЫЧУТ, КРИЧАТ, НО ЭТО НЕ КАПРИЗ! ПРОСТО ОНИ НЕ УМЕЮТ ПО ДРУГОМУ СООБЩИТЬ ВАМ О СВОИХ ПОТРЕБНОСТЯХ И ЖЕЛАНИЯХ.

Итак, самое главное лекарство от капризов - это валерианка. Только НЕ РЕБЕНКУ, А МАМЕ!!! Или любой успокоительный чай)))

А теперь серьезно. Ребенок не капризничает просто так ради каприза. Каждое капризное поведение имеет свой подтекст. То есть капризничанье имеет свои причины. Каприз - это послание ребенка родителям, это либо желание обратить на себя внимание, либо сигнал о том, что родителям надо вести себя иначе в воспитании чада. Более подробно о причинах капризничанья читайте здесь.


Вы думаете, если ребенок капризничает, значит с ним что-то не так? Возможно, его нужно лечить? Возможно.... Но это редкие случаи, и, обычно, родители осведомлены о наличии проблем с нервно-психической деятельностью своего малыша. Но чаще всего, малыш здоров абсолютно! А ЛЕЧИТЬ НУЖНО!!! НО НЕ ЕГО, И НЕ ВАС... А ВАШИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И СПОСОБЫ РЕАГИРОВАНИЯ!!!

Итак, инструкция по "лечению" от капризов для мудрых и желающих понять и помочь в первую очередь себе, родителей:

1. Если малыш начинает капризничать, постарайтесь определить не ощущает ли он какого-либо дискомфорта. Возможно он устал? Может заболевает? А возможно, вы его не слышите и криком он пытается достучаться до вас, сообщает о своей потребности. Т. е. вам надо понять не истинное ли это желание ребенка, или все же каприз...Просто ОПУСТИТЕСЬ НА УРОВЕНЬ ГЛАЗ ребенка, возьмите его за руку и попросите сказать спокойно и обьяснить тише, что ему хочется и в чем проблема. Или показать, если еще не умеет сказать словами. Если ребенок хоть как-то вразумительно и спокойно вам ответил, значит это не каприз, а истинное желание. Тогда у вас есть возможность договориться и найти какой-то выход. Если же малыш не останавливается и кричит, как вам кажется, вам на зло, значит это каприз.

2. Итак, вы уверенны, что малыш включил режим "капризничание" и истошно вопит, падает на землю, топает ногами, требует от вас что-то. Вы пытаетесь его унять, но ничего не выходит. Вы уже на грани срыва, вам стыдно, обидно, вы злитесь на него и на себя, за то что не можете его успокоить... ЧТО ДЕЛАТЬ?

Психологи на это имеют очень простой ответ: СДЕЛАЙТЕ ВИД, ЧТО ВЫ НЕ ВИДИТЕ ИСТЕРИКИ РЕБЕНКА. На самом деле истерика и каприз - это своего рода спектакль, а спектакль всегда требует зрителя. Если нет зрителя - в спектакле-капризе нет никакого толку... Если малыш в состоянии слышать ваш голос, вы можете сказать ему, что-то на подобие "Криком ты ничего не добьешься. На меня это не действует. Давай поговорим спокойно". Но если ребенок вас не слышит из-за громкого крика, просто продолжайте делать свои дела и ни в коем случае не смотрите на ребенка. Только боковым зрением следите, чтоб он находился в безопасности. Бывает, малыш начинает действовать не совсем прийнятно. Биться, кусаться, разбрасывать товар в магазине, убегать и т.п. Возьмите его в охапку и со спокойным, невозмутимым лицом вынесите на улицу, уйдите с площадки, вернитесь домой. Если вы находитесь дома - выйдите в другую комнату и займитесь своими делами.

Думаете, это сложно? Это легко. Главное запомнить и повторять себе, что это спектакль и скоро он закончится. А еще проговорить про себя, что ваши здоровые отношение с ребенком важнее, чем мнение других о вас. Абстрагируйтесь от взглядов посторонних, сконцентрируйтесь на себе и своем правильном поведении в сложившейся ситуации. Если вы хоть как нибудь отреагируете на вопли малыша, вы дадите ребенку понять, что его капризничание подействовало, что он смог вас продавить. Даже если ваша реакция будет крайне отрицательной (наругаете, шлепните, накажете и т.п.) для ребенка это все-равно реакция, все-равно подкрепление поведения. Лучше всего - ОТСУТСТВИЕ ВСЯКОЙ РЕАКЦИИ. Так, будто ничего не происходит.

НО тут палка о двух концах. Иногда дети, увидев, что родители не реагируют на их каприз, замолкают и спрашивают, почему нет никакой реакции. Некоторые дергают за руки, пытаясь обратить внимание на себя. А некоторые, что еще хуже, ищут другой способ обратить на себя внимание. Если крик и битье головой об стенку не действует, значит подействует запущенный в стенку мамин телефон. по Это конечно лишний раз доказывает, что КАПРИЗАМ НУЖЕН ЗРИТЕЛЬ. Но все это очень зависит от ситуации.

Но попробуйте игнорировать, но не совсем))) Что я имею в виду: сохраняйте спокойствие и не разрешайте ребенку надавить на ваши эмоции и вызвать злость и раздражение. Постарайтесь отразить чувства ребенка. Скажите, что понимаете его, что ему так хотелось еще постоять на балконе. Что там было так интересно, а вам пришлось его забрать... и т.п. Вы должны показать ребенку, что он услышан. Что его эмоции не ударились о стенку, а попали вам прямо в сердце. Продолжайте спокойно, без крика, отображать чувства малыша. Увидите, он постепенно успокоится.


Помните, спокойное обращение ребенка ни в коем случае игнорировать нельзя!!! 

После того, как каприз закончился продолжайте вести себя так, как будто его и не было. Не вспоминайте об этом, не рассказывайте другим при ребенке, не жалейте его, просто не трогайте эту тему. Вы же не видели и не слышали ничего, вам это было неинтересно, вы не обратили внимание, збыли.

Когда ребенок успокоится, помогите ему умыться, причесаться, переодеться, если надо, или просто поправить внешний вид, продолжите общение с ним, как будто ничего не произошло.

Но все же КАПРИЗ - ЭТО СИМПТОМ,  а все мы знаем, что для эффективного "лечения" искать нужно ПРИЧИНУ, И УСТРАНЯТЬ ЕЕ!!! Значит ищите причину капризничанья ребенка. Для этого:

1. Понаблюдайте за ребенком. Определите как часто, в каких ситуациях капризничает ребенок. Возможно это происходит только на улице, или только дома. Может, только перед мамой, или истерики только с бабушкой (обычно дети с папами не капризничают)))). Чаще в обед, или вечером перед сном, когда на улице дождь и вы не ходили гулять.... Одним словом, внимательно отследите периодичность и обстоятельства.

2. Возможно после того, как понаблюдаете за малышом, вы сами поймете, что надо сделать, чтоб "вылечить" капризы. Возможно стоит совершать покупки без малыша, или попробовать раньше уложить спать. Возможно, малышу дискомфортно в уличной одежде и ее стоит изменить... И т.п. Если вы заметили, что ребенок капризничает от усталости, научитесь правильно планировать день. Постарайтесь не перегружать малыша впечатлениями. Планируйте занятия или развлечения на первую половину дня, и не больше одного события в день. Во второй половине дня проводите больше времени вместе и играйте более спокойно.

3. Прислушайтесь к себе. Что вы чувствуете во время капризничанья. Будьте честны с собой. Возможно, злость и гнев? Раздражение? Обиду? Отчаяние?... Читайте про то, как ваши собственные чувства помогут вам определить причину неприятного поведения ребенка в этой статье.  

4. Если причина капризного поведения вашего ребенка вам еще не понятна, ОБЯЗАТЕЛЬНО внимательно прочтите эту статью. Возможно стоит наладить систему запретов, переосмыслить свой взгляд на наказания, или просто договориться с другими членами семьи о последовательности в воспитании...А может, стоит поговорить с мужем и улучшить эмоциональную атмосферу в семье. Или просто качественнее проводить время с ребенком...

5. Если, прочитав о причинах капризного поведения, вы вдруг поняли, что "приучили" ребенка всего добиваться криком, поскольку на спокойные его обращения не всегда откликаетесь, постепенно, но настойчиво исправьте ситуацию. Прекратите реагировать на крик. Просите ребенка говорить спокойней. Сами при этом тоже научитесь говорить тихо и спокойно. Откликайтесь на спокойные просьбы сразу же,будьте внимательнее к ребенку, слушайте и слыште его. Игнорируйте крик. Это не подействует мгновенно, но постпенно ребенок привыкнет, так же как привык к капризам.

6. Если же из всего сказанного выше ничего не действует, вы все-равно не можете справиться с капризами ребенка, задумайтесь об обращении к специалисту. Психолог сможет более объективно посмотреть на сложившуюся ситуацию и оценить ее незаинтересованным взглядом. Он поможет понять причины поведения ребенка и подскажет действенные способы налаживания отклонений в поведении и взаимоотношениях.  Вопрос психологу вы можете задать здесь.




И на последок, представлю вам отрывок из книги Ю.Б.Гиппенрейтер "Продолжаем общаться с ребенком. Так?" о граммотном поведении оттца, известного психлога Л.С. Выготского со своей капризной дочерью:

"Будучи блестящим ученым, Л. С. Выготский обладал также исключительным даром понимания детей. Этот дар обнаруживался и в том, как он обращался с собственными детьми. Много ценных подробностей можно найти в воспоминаниях Гиты Львовны Выготской – дочери ученого. Из ее воспоминаний мы и берем пример.
В семье Выготских было две дочки. Случилось так, что младшая, Ася, стала обнаруживать трудный характер. Поскольку отец и мать много работали, девочку воспитывала няня, которая очень ее любила и, по воспоминаниям старшей сестры, страшно ее баловала. Ася устраивала разные «фокусы». Один из них состоял в том, что, не желая уходить с прогулки, она ложилась на тротуар, била по асфальту ногами и истошно орала. Такую картину увидел однажды отец.
На следующий день, когда все повторилось как по нотам, он вышел на улицу, велел нам идти домой, а сам взял отчаянно брыкавшуюся и орущую девочку на руки, внес ее в подъезд, положил на пол, а сам вошел в квартиру и закрыл дверь. Сначала из подъезда неслись отчаянные вопли, но постепенно они стали стихать – ведь зрителей не было! – и, наконец, совсем прекратились. Когда наступила тишина, отец вышел в подъезд, спокойно помог дочери подняться с пола и, молча, привел ее домой. Он не сказал ей ни единого слова. Умыв, он отпустил ее к няне, которая собиралась ее кормить.
Это повторялось несколько дней кряду, с той только разницей, что пару раз Асю забирала из подъезда соседка из квартиры напротив и приносила ее нам через черный ход, со двора. Отец неотступно следовал своей методе и был вполне вознагражден – постепенно все прекратилось, и возвращение с прогулки стало проходить спокойно.
Если же Ася устраивала скандал дома, падала на пол, била ногами по полу, кричала, папа требовал, чтобы все вышли из комнаты, а сам, оставшись с ней, не обращал на нее никакого внимания, делая вид, что чем-то очень занят, поглощен. Когда она успокаивалась, он, опять-таки молча, помогал ей подняться с пола и вел умываться. Он никогда ей при этом ничего не говорил, по-видимому, считая, что она в таком возбуждении, что все равно не в состоянии услышать и осознать сказанное. Как бы то ни было, но выбранный им метод целиком оправдал себя – истерики и скандалы постепенно прекратились.


Мы видим, как искусно, психологически тонко и точно вел себя отец. Вот главные и, в сущности, простые «секреты» его воспитательного успеха:
● он сохранял спокойствие и неучастие в демонстрации (иногда уходил),
● был внимателен и сочувственно помогал после прекращения сцены (помогал подняться, умыться),
● ничего не говорил в назидание,
● был последователен, не отступая от своей «методы»."

1 комментарий:

  1. Я в таком случае (как с Асей), просто беру Дочь на руки, выношу из места, где она капризничает (это было 1 раз в игровом центре, когда она не хотела уходить). Пока несла, она успокоилась, а через некоторое время, когда "все прошло" и "забылось" - часа через 2, тихо, спокойно, присев на ее уровень, рассказываю, как мне было стыдно за ее такое поведение, отражаю ее чувства и прошу избегать такого поведения. Пока "рецидивов" у нас не было))))

    ОтветитьУдалить