31 дек. 2014 г.

Няня для ребенка... или ребенок для няни? Как найти родителям хорошего помощника в воспитании чудо-чад?


Вопрос как выбрать няню для ребенка рано или поздно возникает у родителей, которые по каким–либо причинам не могут сидеть с ребенком, а бабушки или отсутствуют, или тоже заняты.
Няни – это помощники. Но только няни – профессионалы могут быть полезны… в противном же случае, человек, пребывающий с ребенком в отсутствие родителей, может причинять вред. Нет, не физический, не материальный, а тот, о последствиях которого вы узнаете гораздо позже… через год – два-три, а то и 10 лет.
Какой же такой вред это может быть? Неправильное воспитание, результатами которого могут быть:
1.       Истеричность, капризность, неуправляемость. Это результаты вседозволенности.
 Такое случается, когда человек, находящийся вместо родителей с ребенком,  боится потерять работу или безответственно относится к своим прямым обязанностям. Тогда он позволяет себе  выполнять все прихоти ребенка  и не обращать внимание на отклонения в поведении малыша(писает на диван, швыряет машинку в стену – ну и пусть - немой же диван (стена, игрушка), а чудо-чадо пусть родители воспитывают).
Пример из жизни и практики:  малыша оставили на няню и бабушек с 1 года до 2 лет – приехав, родители были в отчаянье: ребенок никого и ничего не слушался, творил, что хотел – ломал, разливал, разбрасывал, криком добивался своего – купи, дай, хочу).
Воспитание ребенка предполагает некоторую требовательность со стороны взрослого, его мудрость и настойчивость в достижении поставленных целей.
2.       Скрытность, двуликость. Тоже результат вседозволенности.
Но в таком ее варианте: мама с папой запрещают, а няня, тайком разрешает. Человек делает это из «хороших помыслов», мол «да он же маленький», «да жалко, ведь дитя». Или же, снова – боится потерять работу, детки ведь тоже могут манипулировать: «Вот скажу маме, она тебя уволит» и безвольный человек сидит и молчит, а ребеночек все больше претензий, требований выдвигает, более изворотливым становится. Потом и родителями начинает управлять: «В саду меня обижают. Не хочу туда ходить. Суп плохо приготовлен, я его есть не буду» и т.п.
3.        Неуважение к родителям.
Такой случай у меня в практике тоже был. Мама обратилась с таким вопросом: «Дети (два мальчика 3 года и 5 лет) не слушаются, командуют мной, пытаются манипулировать. Старший даже выдал: «Я тебя не люблю. Хочу, что бы ты делала то, что я хочу». Муж отстраняется от воспитания – занят… работает». Как оказалось в ходе беседы, есть у них няня, которая «очень любит детей», своих у  нее нет. Она с ними бегает в футбол (не смотря на возраст 50 лет с хвостиком), играет в прятки и подобные игры. Ее они слушаются.  При выборе, с кем остаться, с мамой или няней – предпочтение, конечно, отдается няне. Дети не хотят с ней расставаться, любят ее. Да, в такой ситуации, маме, может быть,  нужно подумать, где изменить немного свое поведение, чем заинтересовать ребят. Но мама все равно будет требовать, воспитывать и направлять в нужное русло детей. Игра в футбол с женщиной в возрасте, как по мне, может воспитать только панибратское отношение ко взрослым, а истинное уважение и любовь достигаются через развивающие интеллект упражнения, через научение, объяснение, разговоры и т.п.  Кроме того, человек, который воспитывает детей, ОБЯЗАН повышать чувства благодарности,  уважения, любви малышей к их родителям. Это называется просто – ТАКТ.
4.       Неусидчивость, неуравновешенность.  Причиной этому могут быть сам темперамент няни и ее пристрастие к подвижным играм.
Усидчивость воспитывается, с ней рождается немногое количество людей – флегматики. И вот человек, который сам по себе подвижный, часто может не обращать внимание на такие мелочи, как:  убрать все игрушки на свои места ( при том не няня их убирает, а она направляет ребенка в этом деле, показывает спокойно как это делается и просит о помощи, хвалит ребенка за достижения и успехи), довести начатое дело до конца (не сама быстренько все сделала – рисунок, аппликацию или собрала пирамидку, а руками малыша, помогла ему (до 2-3 лет) или нашла мотивацию для него, что бы сам захотел (от 3 лет)) и т.п.
Также беготня перед сном – это один из путей, конечная станция которого – неуравновешенность. Ребенку нужно спать, а он угомониться не может. А не может, потому, что разбегался, возбудился. Потом долго укладывается, поздно засыпает и поздно встает.
Это все Вы увидите в течении года. Сложнее будет увидеть душу ребенка и его ценности. Они проявят себя много позже.
Как быть? Отказаться от няни? НЕТ. Просто оценивайте Человека по его качествам и моральным ценностям  во время собеседования, в адаптационный период (2 недели ребенок привыкает к няне, знакомится, а Вы присутствуете при этом, наблюдаете).
При этом, возраст, образование, опыт работы няней и все «регалии» (характеристика с прежнего места работы, сертификаты со специальных курсов нянь и т.д.) – все это понятия относительные. Студентка может оказаться более ответственной, чем сорокалетняя женщина, а шестидесятилетняя дама – более работоспособной, чем двадцатилетняя девушка. Так же и образование не гарантирует образованности, а характеристика истинного положения вещей.
Но вот несколько подсказок. На что стоит обратить внимание.
1.       Жизненный путь человека – претендента в няни. Если путь «не сложился», лучше откажите – человек сам строит свою судьбу, а не обстоятельства и окружение. Чему тогда он (она) может научить? Плыть по течению?
2.       Семья претендента в няни. Если у «заслуженной» няни сын «сидит», то кого она воспитала? Хотите повторений?
3.       Манера поведения, речь: спокойный уравновешенный голос, красивая, правильная речь – да;  живая мимика, юмор – да; быстрая речь, ломаная или неправильная речь, жестикуляции – нет; тихий, «упадочный голос» - нет; без эмоциональность  - нет.
4.       Подход к ребенку: ребенок – это малыш (маленькое, беззащитное существо) – нет (будет с ним нянчится, кормить, одевать, а надо, что б развивала,  учила, воспитывала); ребенок – это человек, который может все, просто он еще не научился – да (и разовьет, и научит, и воспитает); ребенок – взрослый – можно, но осторожно (будет многое требовать не по силам дитю).
5.       Подход к обязанностям: берется за домашнюю работу – нет (это уже говорит о том, что человек пришел зарабатывать деньги, а не заниматься Вашим малышом!!! Кто же будет заниматься с ребенком, когда «супер-няня» супы будет варить?); отказывается от дополнительных обязанностей по дому – да. Как говорят мои знакомые няни «Я помощник родителей в воспитании их детей, а не домработница, гувернантка и т.п. У меня другие задачи».
6.       И, в общем ЛИЧНОСТЬ няни – ее убеждения, ценности, чувство собственного достоинства. Если она проявляет уверенность, твердость в своих убеждения, способна отстоять их, даже вопреки мнению родителей – мягко, но уверенно Вам объяснит свою позицию, пожалуй, это именно тот показатель: человек искренний, профессионал своего дела, имеет  чувство такта.
Все это Вы можете определить уже при собеседовании. На что стоит обратить внимание, во время взаимодействия няни и малыша первые две недели (так называемый адаптационный период):
1.       Пунктуальность. Если человек опаздывает, это говорит о его неорганизованности и безответственности.
2.       Внешний вид. Когда няня после 5 часов работы с ребенком выглядит , как только вышла из салона красоты (губы накрашены, волосы уложены) – то она, скорее всего,  занималась собой, а не ребенком.
3.       Количество и продолжительность телефонных звонков, разговоров. Некоторые люди зависимы от них, тогда такие занятия занимают у них большую часть времени, а дети предоставлены сами себе.
4.       Стиль общения с ребенком: заигрывание – не подходит (скорее всего потом будет потакание детским капризам), деловой – относительно неплохой (недостаток лишь в том, что ребенку нужен более эмоциональный контакт), дружелюбия – отличный (проявляется в умении выслушать ребенка, убедить его, когда его мнение и желания в данный момент не соответствуют ситуации, направить), запугивание – нет! (даже, если это просто невинное «скажу маме», в дружелюбном это прозвучит так «как ты думаешь, а что об этом думает мама?»), отстраненность, холодность  – однозначно нет.
5.       Реакция на плачь (истерику) малыша: если няня укачивает ребенка, когда тот плачет или кричит (имеется в виду малыш до года) –  это говорит о ее непрофессиональности!!! Укачивать детей нельзя!!! Они успокаиваются потому, что их укачивает – теряют сознание (как пишет Е. О. Комаровский в книге «Здоровый ребенок и здравый смысл его родственников»). Если ребенок закатил истерику - первым делом его  нужно успокоить (как это сделать – мы писали ранее), а потом уже выяснять причины и объяснять, как это некрасиво и плохо. Если истерика малыша сопровождается нотациями и поучениями – опять – проявление не профессионализма.
6.       Наполняемость дня ребенка. То есть игры, занятия, упражнения, которые организовываются на протяжении дня. Если большая часть из них – это доганялки, прыгалки, качели,  дурашество – это пустое для ребенка время, которое будоражит и дезорганизует. Каждая игра должна иметь смысл, цель. Так, к примеру с ребенком до 3 лет, можно иметь по 2-3 наглядных  результата его усилий и стараний: рисунок, поделку и выученный стих.   

Эту тему можно обсуждать и обсуждать. Мы делимся своим опытом, своими наблюдениями и мыслями. Они могут быть не полными, субъективными. Пишите свои наблюдения и выводы. Пусть они будут в помощь заботливым родителям счастливых детей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий