20 сент. 2015 г.

Игры и упражнения на развитие памяти

Вот решила поделиться самыми интересными для детей (подойдут варианты этих игр и взрослым) играми, упражнениями на развитие памяти.

1. Список нужных покупок. Такие списки составляют многие, но... суть в том, чтобы оставить записку дома. Мотивация железная: забыл купить - иди ещё раз))) В нашем случае, я  оглашаю Лизе весь список дома, а в магазине мы вспоминаем, что нужно купить. Интересно)))
2. Поручения - 2-3 одновременно ребёнку 2-3 лет, 4-5
старшему дошкольнику, и т.д. Например, "Отнеси, пожалуйста, на кухню вот эту чашку и принеси...", "Подай мне книжку о Мухе-цокотухе и закрой, пожалуйста, дверь".
3. Чтение, чтение, и ещё раз чтение!!! Оно развивает словарный запас, воображение, а вместе с тем и память: сперва непроизвольную, механическую, а если у ребёнка есть представление о чём идёт речь, то следующим этапом будет и развитие произвольной памяти. Поэтому, читая что-либо ребёнку, обязательно показываем, объясняем смысл, задаём вопросы по содержанию прочитанного.
4. Игры
- "что изменилось?": 
вариант №1: перед ребёнком полутора лет 2 предмета/картинки, просим его "спрятаться" (закрыть глаза), быстро меняем один из них на новый и просим открыть глазки, показать, что появилось новенького. Постепенно, с развитием ребёнка предметов/картинок становится больше. Не ограничивайтесь... в 6 лет это может быть и 50 карточек)
вариант №2: перед ребёнком так же 3 предмета, просто меняем 1 из них местами. Процесс игры тот же, а возраст лучше начинать с двух с половиной лет.
- "кто исчез?": кроху предлагают поиграть в прятки с животными (или любыми другими предметами, карточками). Сперва их так, же 2 (в полтора года, к двум годам 3-4, к трём - 5-6 и т.д. -не по возрасту, а по возможностям и способностям ребёнка) животных дитё наблюдает, играет ими, а потом просим малыша закрыть глаза, 1 игрушку прячем, а открыв глазки, дитё должно определить, "кто же спрятался" и позвать)
- "Пары" - мэмо: перед ребёнком перевёрнутые вниз рисунком парные карточки, выложены в строку или "сеткой". Поочерёдно переворачивая карточки, нужно найти пару каждой: сначала открываем первую попавшуюся карточку, а далее ищем ей пару, открывая следующие, если те не такие же, то их нужно запомнить и перевернуть в прежнее состояние. пока не отыется истинная пара. далее ищится пара следующей случайно открытой карточке. Играть можно вдвоём сперва, потом, как дитё будет готово (мы с малышами играем когда им ближе к трём годам), в группе из 3-4 человек.



- "Запомни в деталях. Или игра Сыщик"
вариант№1 Расставь/раскрась по образцу. Ребёнку предлагают хорошо рассмотреть картинку (сперва она представляет собой 2 предмета разного цвета, далее 3, 4... предмета, узор или рисунок какого-либо персонажа, хороши в этом случае мандалы см. статью "Игры с мандалами" Людмилы Владимировны в блоге "Моя деревенька"). а далее раскрасить такую так же, образец убирается.
вариант №2 Она похожа с предыдущей, но только здесь используется словесное описание картинки.
- "Ассоциации". Детям показывают парные картинки или называют парные слова (по 3-4 пары картинок детям от 2,5 лет и слов от 3,5 лет), имеющие отношение друг к другу (например, машина - колесо,  вертолёт - вертушка, корабль - якорь и т.д.), которые можно проассоциировать (логически связать) друг с другом (например, дождь - зонтик, машина - светофор, гриб - корзина и т.д.) или те картинки, вторая карточка из пары которых может быть символическим обозначением первой картинки ( для детей от 3 лет). Далее, по 1 карточке из каждой пары убирается, а ребёнок должен сказать (показать), какая карточка должна быть в каждой паре.
чтобы игралось веселее, придумывайте интересные истории-мотивации: например, 
5. Всевозможные лото!!! Играя второй раз в любое лото, дети уже тренируют свою память (зрительную, пространственную, понятийную).
Хороши в этом случае лото на 2 модальности: звуковые лото (показываете картинку, подкрепляете её звуком, а потом, взрослый включает звук, а дитё с радостью показывает соответствующую карточку), лото запахов - каждая картинка подкрепляется запахом из баночки (как сделать, смотрите здесь), лото движений каждой картинке соответствует движение (сперва картинка, подкреплена движением, потом показываем движение, и просим сказать, что мы показываем). 
Во все лото можно начинать играть с 6-9 месяцев. Они знакомят кроху с миром предметов. 
- Эйдетика!!!! развивает память наилучшим образом, так как представляет собой МЫШЛЕНИЕ ОБРАЗАМИ. Что это значит?  Запоминая любой предмет, картинку, нужно ПРЕДСТАВИТЬ ЕЁ ВО ВСЕЙ ПОЛНОТЕ ОЩУЩЕНИЙ И ЧУВСТВ: как звучит, как пахнет, какой на ощупь, на вкус, какие эмоции и чувства вызывает.
Об эйдетических прийомах и методах будет следующий пост)


2 комментария:

  1. Спасибо за советы, учусь быть бабушкой

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, пожалуйста. Вы прекрасная бабушка своей внученьки!!!

      Удалить