5 мая 2016 г.

ВНИМАНИЕ! СТРЕСС У РЕБЁНКА!!! В чём проявляется. Как сгладить стрессовую ситуацию.

Стресс и стрессовые ситуации - дело повседневности и злободневности))
На самом деле так мало в мире нашем того, КАК МЫ ХОТИМ, что состояние тревоги и напряжения зачастую становятся нормой. Так вот - ЭТО НЕ НОРМА!
И если мы, взрослые уже как-то научились, смерились, то детям ещё предстоит это сделать.
Итак, в этой статье о следующем.
Что такое стресс.
Как распознать психологическое напряжение у ребёнка.
Что может служить причиной стресса
Способы, методы воспитания стрессоустойчивости
Способы, методы помощи ребёнку в направлении "справиться со стрессом"



Что такое стресс.
Итак, его величество СТРЕСС!
Согласно психологическому словарю,
Согласно общим психологическим понятиям, стресс - это форма эмоционального переживания. Она может быть кратковременной реакцией организма на сложные для него ситуации, что переживается как сильное кратковременное эмоциональное возбуждение. А может быть состоянием человека, характеризующееся неспецифическими защитными реакциями (на физическом, психологическом и поведенческом уровне) в ответ на экстремальные патогенные, постоянные раздражители. 
В любом случае, это реакция психики на психотравмирующую ситуацию. 
В ситуации стресса остаются непоколебимы только твёрдые умения и отработанные навыки. Поэтому, очень важно научить ребёнка быть стрессоустойчивым. Как? Об этом ниже. А пока разберём следующий вопрос...
Как распознать психологическое напряжение у ребёнка.
НЕ заметить состояние стресса у дитя трудно, но некоторые умудряются...
Итак, чтобы не стать теми из "исключительных родителей", обращаем внимание на следующее:
Плохой сон на протяжении 2-3 дней - повод задуматься
Дитё плохо ест уже 3-4 сутки - повод больше уделить времени дитю, провести с ним день-второй и поговорить с чудо-чадом.
Ребёнок стал грызть ногти, облизывать губы до покраснений вокруг рта, обдирать заусеницы или кожу вокруг ногтей, чесать себя до покраснений или "раздирать" ранки, кожу - повод понаблюдать за чадом - в какие моменты он это делает и возможно проконсультироваться с психологом.
Появился энурез или заикание - повод пойти на консультацию к психологу.
Ребёнок кашляет (иногда покашливая, иногда до задыхаясь) - это не повод бежать к педиатру, если нет места простуде, это повод понаблюдать за дитём, и сходить к хорошему детскому психологу.
Дитё часто раздражено, кричит, казалось бы без повода, вы наблюдаете частые истерики с паданьем на пол или резкие перепады настроения от весёлого до грустного - кроху стоит обнять... поговорить с ним/ней.
Ребёнок пребывает в пессиместическом настроении, у него отсутствуют желания, он ничего не хочет, у него резко сузился круг общения - покажите дитю свою обеспокоенность, участность, при необходимости обратитесь к специалисту (психолог - психотерапевт - психиатр).
Разобрав симптомы стресса, посмотрим на возможные ситуации их возникновения у детей (часто мы даже не догадываемся, что именно создаёт для ребёнка стрессовую ситуацию).
Что может служить причиной стресса
Причин для стресса у детей на порядок больше, чем у взрослых, а защищённость от них слабее. Поэтому наша, взрослая обязанность, ПРЕДВИДЕТЬ... ПРЕДУГАДЫВАТЬ.
Итак, мы должны понимать, что для ребёнка любые изменения - это уже стресс в большей или меньшей степени, но, многие изменения необходимы, они влекут за собой развитие, если они не кардинальны и постепенны. С небольшим напряжением ребёнок справляется и двигается дальше.
Итак, природные и необходимые (их и не обойдёшь, и они нужны) стрессовые ситуации:
- желание крохи идти и дотягиваться до предметов самостоятельно с неумением ходить (отпустите, пусть идёт, ползёт и познаёт мир!!! - кризис года).
- желание самостоятельно что либо делать (идти, одеваться, кушать), желание самостоятельно принимать решения (я сделаю то, что САМ решил, а не как сказала мама), желание командовать старшими с несостоятельностью в возрасте от 1,5 до 3 лет (ЭТОТ КРИЗИС 3 ЛЕТ!) - взрослые, наберитесь терпения! Объясняйте, договаривайтесь, устанавливайте границы дозволенного!
- непонимание взрослыми речи крохи (стимулирует к общению, к формированию активной речи).
- появление в семье второго ребёнка.
- а дальше - посещение детского сада...
- поступление в школу! И это ещё только ПОСТУПЛЕНИЕ).
- первые 2-3 месяца посещения школы (если стресс сохранился и после... к психологу!).
- переход из младшей школы в среднюю (из 4-го в 5-й класс).
Это те стрессы, которые влекут за собой качественные изменения в развитии ребёнка. Они сложны, но необходимы.
Но, есть и деструктивные события:
 - переезд в другой город (более актуально становится в 3 года, в 6, и в  13).
- смена сада, школы.
- уход из семьи одного из родителей. Дети привыкают ко многому, даже жить в стрессе, когда родители ругаются, но потом мирятся, а вот уход одного из... переносится тяжелее.
- смерть близкого человека, особенно, когда она внезапная.
- непредвиденные негативные события (перечислять не стану... их, к сожалению, много).
 Мы не можем защитить наших крох от всего в этом непростом мире... к сожалению (пишу с болью, так как почему-то в последнее время как-то много этого вижу), но мы можем выработать у них правильное отношение к жизни, научить их стрессоустойчивости. 
Способы, методы воспитания стрессоустойчивости
Я придерживаюсь того мнения (мысль Карен Хорни), что отношение ребёнка к миру закладывается до 3 лет. Так что, принимая всецело кроху, любя его безусловно, отдаваясь ему первые 3 года, мы закладываем отношение "К людям" - это хорошая стрессоустойчивая  позиция. Есть ещё позиции "От людей" и "Против людей" - они не помощники нам на пути воспитания счастливой личности.
Итак, первое - это дать ребёнку уверенность в себе, в своих силах и в вашей  любви, через поддержку, понимание, принятие, нашу некоторую  рациональную требовательность и адекватную оценку с поправкой - "Ты молодец!", "Ты справишься". Это хорошо прослеживается в заповедях Марии Монтессори, которыми пестрит Интернет (я тоже сделала отдельный пост).
Второе, воспитывайте позитивный взгляд на жизнь! Научите радоваться жизни!
Научите ребёнка видеть позитивное даже в самом удручающем. Да, его можно найти! И даже самые сложные жизненные ситуации не выбьют вашего ребёнка из седла успешности. 
Третье, приучите дитё к здоровому образу жизни: пусть у него будут увлечения, спортивные интересы и занятия (не обязательно СПОРТ в полном его понимании), прогулка на свежем воздухе, как необходимость. Здоровое питание, обогащённое витаминами группы В (улучшают сон): рис, пшеница, ячмень, курага; наполненное "гормонами радости": бананы, гречка, овсянка; содержащие триптофан (природный транквилизатор): молоко и сливки.
Расширяйте кругозор ребёнка с малых лет, чтобы избежать зацикленности на одном.


Но, если уж так получилось, что стресс занял некоторое место в жизни ребёнка, то наша задача - помочь крохе (даже если ему/ей уже 17-30 лет) справиться с ним.
Способы, методы помощи ребёнку в направлении "справиться со стрессом"
Первая и необходимая помощь - это быть рядом, всецело, принимая и понимая ребёнка. Об этом можно не говорить, если дитё не готово к разговору, но ему нужна наша участность (обнять, поцеловать или просто понимающий взгляд). 
Слова "Я рядом" - это тот спасательный круг, который многим помог. 
Разрешите плакать, разрешите эмоциям выйти наружу, пусть даже они не красивы, не приемлемы... Но после выхода идёт облегчение, и, возможно, вас допустят к "секрету" - вам поведают ту ситуацию, что вызвала стресс.
Если это маленький ребёнок не бойтесь озвучить свою догадку: "Ты переживаешь/плачешь, нервничаешь, что папа с нами больше не живёт...?" или "Ты грустишь за бабушкой?". Поговорите на эту тему спокойно, с принятием позиции ребёнка, обиды, страхи ведь у вас, а у крохи - любовь и непонимание ситуации. Отвечайте на возникшие у дитя вопросы искренне,  по честному, постарайтесь быть объективными к ситуации, но ответ должен быть на столько раскрыт и глубок, на сколько ребёнок задаёт вопрос, не углубляйтесь без надобности.
Постарайтесь сохранить те традиции, которые были, тот режим дня, который был до события. И постепенно вводите новые, позитивные изменения в вашу с ребёнком жизнь.
Поверьте, справится и ребёнок, и вы, если быть вместе.









6 комментариев:

  1. Много говорим на эту тему с родителями, с удовольствием и Ваш материал (ссылку) опубликую на сайте школы. Спасибо, марина

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за интересную статью! Единственное пожелание: если бы в статье была бы хотя бы одна картинка, ссылку на нее можно было оставить в Pinterest.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Вероника, за пожелание. Обязательно картинка появится, просто я уезжала и спешила статью написать и опубликовать. Не хотела ждать приезда назад и последующей публикации только из-за картинки)

      Удалить
  3. Марина, спасибо, очень полезная и нужная статья.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Аня. Думаю, есть моменты в жизни каждого ребёнка, когда "система сдаёт сбой" и родителям важно знать, когда что пошло не так и знать, как реагировать)

      Удалить