Предлагаю несколько упражнений из своего арсенала психолога. Они просты в использовании, но очень мощные по своей силе. Они и диагностичны, и коррекционны, и несут в себе заряд или потенциал (как Вам удобнее) для личностного развития.
Итак, первое упражнение "Я в лучах солнца" (благодарю хороших учителей, давших это упражнение, я только немного его модефицировала)
Ребёнку предлагают нарисовать на листе круг. Раскрасить его (можно придумать узор, можно использоват только цвет). В кругу написать своё имя. Добавить лучики и на каждом из них написать слова, характеризующие ребёнка.
Мощнейщее упражнение!!!
Круг - это целостность Я (мандала). Используя цвет, мы работаем над своим внутренним состоянием, самоощущением.
Имя. Как его написали - принятие себя. Самооценка. Мелким шрифтом - самооценка занижена. Отказывается ребёнок/взрослый писать имя - не принимает чего-то, возможно в себе или в имени. Цвет которым написано имя тоже может быть диагностичным.
Лучи с характеристиками - их количество говорит о том, на сколько я себя принимаю, какие характеристики пишу - то, что приемлемо (не все же готовы написать: дерзкая, грубая и т.п., а ведь если это есть, оно всё равно управляет нами, и чем больше это подавлять, а значит, не принимать в себе, тем больше оно будет неосознанно прорываться наружу в грубой форме).
И вот, не все готовы даже имя своё написать, кто-то сразу мнёт бумажку с работой или аккуратно сворачивает, прячя содержимое... А бывает, что всё хорошо, и тогда человек в ладу с собой.
Пусть у всех так будет!
Упражнение "Моё загадочное имя"
Клиента просят написать на листе своё имя. К примеру, я даю 3 формата листов: А-3, А-4, А-5 (это тоже своего рода тест). Напротив каждой буквы надо написать слово (или несколько слов), которое характеризовало бы его как личность.
Например:
М - мыслитель, мечтатель
а - активная
р - резвая, резкая (бываю)
и - интересная, игривая, иррациональная (часто уму не постежимо - "Зачем?", но это помогает...)
н - наивная, нудная (бываю), нежная
а - амбициозная (что есть, то есть... не знаю, хорошо ли, но не мешает пока...)
Это упражнение помогает осознавать себя и свои качества, сопоставлять их с ожидаемыми и "прилежными" и делать свой выбор, стремиться к развитию. Если мы осознаём свои негативные качества, то нужно просто понять: какую роль в нашей жизни они играют. В чём их "+", в чём "-", и только из этого исходя их изменять или корректировать в правильном русле.
Упражнение "Ладошка"
Клиенту предлагается выбрать карандаш и обвести свою ладошку. Раскрасить её. Затем на каждом пальчике написать "Какой я". Для ребёнка след от ладошки, ступни - это способ заявить: "Я здесь! Я ЕСТЬ!". В работе с травмами с этого, возможно, стоит начинать терапию. Можно рисовать красками, можно красочную ладошку превращать в разные интересные образы.
В работе с тревожными детьми - неотьемлемая формула уверенности.
Если работа "пошла", следующим этапом может стать рисунок себя - уже обводим силует клиента, дорисовываем лицо, причёску, одёжду))) Ватманы или обои - и в перёд!
Итак, первое упражнение "Я в лучах солнца" (благодарю хороших учителей, давших это упражнение, я только немного его модефицировала)
Ребёнку предлагают нарисовать на листе круг. Раскрасить его (можно придумать узор, можно использоват только цвет). В кругу написать своё имя. Добавить лучики и на каждом из них написать слова, характеризующие ребёнка.
Мощнейщее упражнение!!!
Круг - это целостность Я (мандала). Используя цвет, мы работаем над своим внутренним состоянием, самоощущением.
Имя. Как его написали - принятие себя. Самооценка. Мелким шрифтом - самооценка занижена. Отказывается ребёнок/взрослый писать имя - не принимает чего-то, возможно в себе или в имени. Цвет которым написано имя тоже может быть диагностичным.
Лучи с характеристиками - их количество говорит о том, на сколько я себя принимаю, какие характеристики пишу - то, что приемлемо (не все же готовы написать: дерзкая, грубая и т.п., а ведь если это есть, оно всё равно управляет нами, и чем больше это подавлять, а значит, не принимать в себе, тем больше оно будет неосознанно прорываться наружу в грубой форме).
И вот, не все готовы даже имя своё написать, кто-то сразу мнёт бумажку с работой или аккуратно сворачивает, прячя содержимое... А бывает, что всё хорошо, и тогда человек в ладу с собой.
Пусть у всех так будет!
Упражнение "Моё загадочное имя"
Клиента просят написать на листе своё имя. К примеру, я даю 3 формата листов: А-3, А-4, А-5 (это тоже своего рода тест). Напротив каждой буквы надо написать слово (или несколько слов), которое характеризовало бы его как личность.
Например:
М - мыслитель, мечтатель
а - активная
р - резвая, резкая (бываю)
и - интересная, игривая, иррациональная (часто уму не постежимо - "Зачем?", но это помогает...)
н - наивная, нудная (бываю), нежная
а - амбициозная (что есть, то есть... не знаю, хорошо ли, но не мешает пока...)
Это упражнение помогает осознавать себя и свои качества, сопоставлять их с ожидаемыми и "прилежными" и делать свой выбор, стремиться к развитию. Если мы осознаём свои негативные качества, то нужно просто понять: какую роль в нашей жизни они играют. В чём их "+", в чём "-", и только из этого исходя их изменять или корректировать в правильном русле.
Упражнение "Ладошка"
Клиенту предлагается выбрать карандаш и обвести свою ладошку. Раскрасить её. Затем на каждом пальчике написать "Какой я". Для ребёнка след от ладошки, ступни - это способ заявить: "Я здесь! Я ЕСТЬ!". В работе с травмами с этого, возможно, стоит начинать терапию. Можно рисовать красками, можно красочную ладошку превращать в разные интересные образы.
В работе с тревожными детьми - неотьемлемая формула уверенности.
Если работа "пошла", следующим этапом может стать рисунок себя - уже обводим силует клиента, дорисовываем лицо, причёску, одёжду))) Ватманы или обои - и в перёд!
Прекрасная техника "Мандалы", которую описывала ранее.
Говорите ребёнку о нём приятные и достойные его слова. Так он быстрее узнает, какой он.
Отличные занятия! Спасибо!
ОтветитьУдалить