13 окт. 2014 г.

Стоит ли показывать детям мультфильмы? ЗА и ПРОТИВ.


Маме некогда, мама спешит или просто устала… чем занять непоседливого ребенка? Конечно – мультфильм. Но стоит ли вообще ребенку его смотреть?
В этой статье мы хотим поделиться своими переживаниями и мнением с позиции мамы, психолога и педагога о пользе и вреде современных мультфильмов.
Стоит ли ребенку вообще смотреть мультфильмы?
ДА! Но, но, но…
Почему ДА:
Ну, во-первых, это возможность занять ребенка на некоторое время. Как мама, могу утверждать, и многие меня поддержат, что эти 15-20 минут нам так нужны!!! За это время можно: сварить кашу, пожарить мясо, накраситься и попить кофе, и при этом под ногами никто не мешается, не кричит и не тянет за юбку, руку и т.д. Нам очень и очень ВАЖНЫ эти 15-20 минут побыть «самой».
Во-вторых, как психолог и педагог, могу утверждать, что из ПРАВИЛЬНЫХ мультфильмов, ребенок почерпнёт для себя очень много полезного:
- развивается воображение, образное мышление;
- усваиваются модели взаимоотношений между людьми;
- благодаря хорошим мультфильмам, у ребенка формируется представление «хорошо», «плохо», а это воспитание морали малыша;
- многие современные мультфильмы – это пособие, через которое ребенок усваивает названия предметов, мира природы, названия свойств (размер, цвет, форма); развивает свою речь и слух.
Вот список, составленных нами для нашей малышки ХОРОШИХ мультфильмов:
- Музыка с мамой Е. Железновой,  
- мультфильмы студии «Профессор карапуз»,
- «Карточки Домана» - мультфильмы сделаны в нескольких вариантах,
- «Мы разучиваем слова»
- презентации «Голоса животных», «Кто что ест»
- из советских мультфильмов: «Капитошка», «Винни Пух», «Обезьянки», «Простоквашино», «Антошка», «Два веселых гуся», «Мешок яблок», «Волшебная дудочка», «Вот так тигр!», «Кто сказал мяу» и им подобные.
Почему эти мультфильмы?
1.       Они реалистичны: в них участвуют живые люди, а если рисованные, то картинки приближенные к реальности, приглушенные цвета, не яркие, которые раздражают;
2.       Они эстетичны – красивы, рисованные, а не сделаны компьютерной графикой.
3.       В них правильно произносятся слова: четко, без «подобия детской НЕПРАВИЛЬНОЙ речи», как часто это делают в современных мультфильмах.
4.       В них нет подтекста (завуалированных на заднем плане деталей, музыки).
5.        В них есть паузы для размышлений (ребенок учится мыслить, предугадывать, планировать), а не простой поток действий, сменяющих одно другое (малыш пассивно воспринимает, эмоционально реагирует, и в жизни потом – только эмоции…).
6.       Они добрые.
Тогда что, мультфильмы – это прекрасно, смотрим все и все??? НЕТ, НЕТ, НЕТ…
Во-первых, хотим обратить Ваше внимание на то, что смотреть мультфильмы детям от 3 мес., как рекомендуют некоторые «производители» мульт-товара, мы категорически отговариваем!!! ( только после года) Почему?
1.       Малышу от 3 мес. и до года важна и нужна мама, а не компьютер или телевизор!!! Ребенку важно слышать родной голос, а не чужой.
2.       Формируют слух у малыша до  важны природные звуки (погремушки, муз. игрушки: ксилофон, бубенцы, барабан, деревянные ложки, колокольчики и т. д.), а не электронные, которые забивают его каналы восприятия. Потом не удивляйтесь, почему ребенок в два года Вас не слышит и не слушается.
3.       У ребенка только начинает формироваться зрение, а мы его уже портим.
Во-вторых, смотреть мультфильмы можно только ограниченное время (для себя мы определили 30 мин в день). Часто мы, взрослые, забываемся: ребенок сидит перед компом уже второй час, а мы радуемся: «Не мешает!».  Но ребенку нужно всего столько познать, научиться играть и взаимодействовать!!! Не упускайте этого. Мультфильмы всему не научат. Учите играть, рисовать, лепить, конструировать. Игра- это умение планировать, мыслить, а не только наблюдать, воспринимать и делать выводы.
В-третьих не  все мультфильмы полезны!!!
Есть мультфильмы злые, которые воспитывают жестокость или страх.
Есть мультфильмы с подтекстом – они воспитывают не то, что видим мы – взрослые.
Есть мультфильмы неэстетичные, их персонажи искривляют картину мира ребенка (например, очень не похожи на реальное животное персонажи, упрощенный вариант рисунка, или вообще замудренное чудовище, оторванное от реальности). Так как у ребенка воображение яркое, живое, реалистичное, то и картинку из мультфильма, он переносит в жизнь – от сюда страхи, жестокость.
Как разобраться в столь большом выборе мультпродукции?
Как мама, просто порекомендую, каждый мультфильм, который Вы включаете малышу, пропустить через себя «нравиться» или «не нравиться», какие чувства он вызывает у вас «страх», «радость» или «разочарование». Исходя из собственных переживаний,  и принимайте решение «что будет смотреть малыш».
Как психолог, прошу, смотрите мультфильм, когда Вы его включаете ребенку первый раз, вместе с малышом и придирчиво, внимательно, обращайте внимание на детали.
Так, например, всеми любимый мультфильм для детей от 3 мес. ТИНИ ЛАВ у меня вызывает много вопросов. И я просто от него в недоумении (хотя ребенку и нравится, но посмотрев его пару раз, я его исключила из списка полезных). Но об этом уже в следующей статье.

Комментариев нет:

Отправить комментарий