Многие родители сталкиваются с тем, что ребёнок не хочет учиться. Что делать?
Вне зависимости от возраста ребёнка, будь ему два года или шесть, тринадцать, он может отказываться от учебной активности...
Самое первое, что нас должно беспокоить в данном вопросе... ПОЧЕМУ???
Самих причин отказа ребёнка от учебной активности (я избегаю слов обучение, так как обучают кого-то, я мы хотим, чтобы дитё САМО ХОТЕЛО УЧИТЬСЯ и проявляло активность в этом направлении САМО!) несколько. Перечислим:
1. Ребёнок просто не приучен к познавательной деятельности: ему интересней командовать старшими, а не слушать их (начиная с 9 месяцев, когда начинает проявляться характер); ему куда проще смотреть мультфильмы и наслаждаться компьютерными играми (мозг без напряга получает адреналин), нежели проявить активность, инициативность самостоятельно; ребёнок не умеет (не научили) сосредотачиваться на чем-либо (сперва на игрушке, потом на учебном материале).
2. Ребёнок не понимает что от него хотят, не понимает учебного материала: преподносят элементарный материал слишком сложными терминами для ребёнка; материал вне зоны ближайшего и актуального развития его (ещё не доступен для понимания ребёнка материал - рано дали); ребёнок имеет проблемы с фонетическим слухом, что затрудняет понимание им учебного материала и речи в целом.
3. У ребёнка отсутствует правильная мотивация к познавательной деятельности: отбили охоту своими "надо", "а Катя умеет" (НИКОГДА НЕ СРАВНИВАЙТЕ ДЕТЕЙ И ИХ СПОСОБНОСТИ!", "ты всё равно не так делаешь" и т.п.; дитё не понимает, зачем это ему надо; у дитя нет родительского примера стараний, учебной деятельности...
4. Личностные (характер, интересы) и прирождённые особенности ребёнка: есть дети, которые делают наперекор, есть те, которым интересен спорт, а не книги, мода и стиль, а не математика; темперамент (меланхолик, потерпев неудачу или получив порицание уходит в себя, отказывается начинать, продолжать дальше; сангвиник без привычки не станет учиться, ему порицания никак не указ и все мимо; холерик - нас пор всё сделает, флегматику важна привычка); детям с гиперактивностью сложно усидеть, услышать, выполнить без ошибок - требуется ТИТАНИЧЕСКИЙ ТРУД ПЕДАГОГА И РОДИТЕЛЕЙ, ЧТОБЫ НАУЧИТЬ его ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ, СОСРЕДОТАЧИВАТЬ СВОЁ ВНИМАНИЕ; трудно даётся материал детям, которые постоянно болеют, слабые физически.
5. Чуть не пропустила... отношение ребёнка к учителю... тоже может сыграть злую шутку... Каким бы не был педагог (да, есть разные), не подрывайте его авторитет в глазах ребёнка своим обсуждением с подругами, знакомыми и друзьями учителя в присутствии чудо-чада.
Это основные такие причины. Чаще они составляют комплекс и действовать нужно тоже комплексно:
1. Вырабатывать привычку учиться стоит гармонично, соответственно самой познавательной активности ребёнка и возрастным особенностям дитя (систематично уделять время интересам ребёнка и отталкиваться от них: каждый день играть той игрой, игрушкой, которую сейчас в данный момент дитё захотело и задерживать на ней своё внимание хоть 1-2 минуты, а не так, что дитё взяло, вы не обратили внимание, дитё бросило, схватило другую игрушку и так до бесконечности... в итоге "Он у меня такой и есть... неусидчивый", то же касается и чтения книг). Берите книги и игры посильные ребёнку. Таким образом у ребёнка нет вопросов "Учиться/не учиться" - получать постоянно новую информацию становится для него необходимой привычкой.
Когда же вы этого не делали до школы, то приходится туго потом... Тогда идёт в ход мотивация "Зачем это надо?"
2. Правильно мотивируйте ребёнка!
Слова "Когда вырастишь, пригодится" или "Не будешь учиться - станешь бомжом или дворником" - это не мотивация... это не знаю даже что... унижение ребёнка, наверное и роспись в собственной несостоятельности. Мотивация - "Выучишь куплю..." - глупо. Всё купить невозможно.
- Дитё должно хотеть учится, потому, что это интересно, это приятно, это вызов, который преодолевается, это азарт!!!Мотивация, прежде всего - это ваша поддержка! "Сделал хорошо - молодец!!!", "Не сделал... да... не сделал - твой промах. Справишься. Помощь нужна?"
- Ребёнок должен видеть вашу заинтересованность в его успехах: "Ну, что, как там, получилось?" - вы опережаете, а не "Опять два?!" - по факту вашего вызова в школу учительницей.
- Будьте сами примером постоянного саморазвития и начитанности.
- Применяйте в жизни полученные ребёнком в детском центре, детском саду, школе знания и умения: "Принеси, пожалуйста, кофточку красного цвета" - просьба к двухлетке; "Посчитай, сколько гостей пришло, возьми столько же ложек. Накроем стол" - для пятилетки, "Почитай, пожалуйста, бабушке сказку. Она плохо видит." - для восьмилетнего, "Давай распишем план наших действий на выходные (на лето)" - для тринадцатилетнего...
Плюс, проектная, проектная деятельность!!! Как у Ани Игнатени в блоге "Счастливые будни".
3. Прислушивайтесь к интересам и задаткам ребёнка, а не своим амбициям: "Хочу, чтобы он/она был адвокатом!", а дитё рисовать хочет!!! Амбиции или счастье? Успех там, где душа, а не рутина...
Что ЗАПРЕЩЕННО делать:
- критиковать;
- оставлять ребёнка сам на сам с трудностями;
- сравнивать успехи ребёнка с теми же у других;
- заставлять насильно и грубо.
Лучше используйте коучинг саморазвития и учения ребёнка (об этом в следующих статьях)
Понимания вам ваших деток... и тогда вопрос НЕ ХОЧУ УЧИТЬСЯ сам себя исчерпает...
Спасибо за советы, Марина, многим молодым родителям они просто необходимы
ОтветитьУдалитьАнна, Борисовна, С Днём знаний Вас!!! Творческого воодушевления, приятных рабочих будней, плодотворной активности, сотрудников понимающих, хороших учеников и благодарных, способных прислушиваться к вашей мудрости, родителей.
УдалитьОчень сложный вопрос! Как найти ту золотую середину, чтобы и не передавить, но и не дать слабину, чтобы ребёнок из тебя веревки вил. Очень завидуют тем родителям, у детей которых мотивация к учению интерес. Моих мальчишек заниматься приходиться заставлять, а если этого не делать, то они вообще ничего делать не будут. Последние пару недель перед школой читала со старшим по 2 четверостишия - так для него это трагедия вселенского масштаба. Кто-то скажет, что нечего ребёнка мучить. А что делать? Смотреть, что само вырастет? А потом охать и ахать?
ОтветитьУдалитьОлеся, согласна с тобой: вопрос действительно сложный... Но можно, можно решать... твоему старшенькому сложнее всего: он старший, он "первый" - во всём... это сложно... когда остальным можно... играть, баловаться... Из опыта знаю, что часто дети отказываются учить, так как это НАДО, так как ЭТО ЗАСТАВЛЯЮТ... Перечитай ещё разок статью... может стоит стих вместе учить??? я не знаю конкретно твоего подхода, поэтому не могу вот так давать рекомендации. есть общие, а есть индивидуальные. Если есть желание и время, то давай встретимся онлайн и поговорим (первой будешь в таком виде консультировании для меня новый опыт).
УдалитьОлеся, согласна с тобой: вопрос действительно сложный... Но можно, можно решать... твоему старшенькому сложнее всего: он старший, он "первый" - во всём... это сложно... когда остальным можно... играть, баловаться... Из опыта знаю, что часто дети отказываются учить, так как это НАДО, так как ЭТО ЗАСТАВЛЯЮТ... Перечитай ещё разок статью... может стоит стих вместе учить??? я не знаю конкретно твоего подхода, поэтому не могу вот так давать рекомендации. есть общие, а есть индивидуальные. Если есть желание и время, то давай встретимся онлайн и поговорим (первой будешь в таком виде консультировании для меня новый опыт).
УдалитьЭто новый проект? А в какой форме консультация: переписка или видео встреча?
УдалитьЭто всё туда же... развиваемся. этот же проект, только мы углубляемся))) Лучше видеовстречи для консультирования. Пока не знаю, как активизировать этот способ общения (займусь на днях), а пока отвечу на письмо в личной почте)
УдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалить