17 июн. 2015 г.

Ребёнок на занятии

Проводя занятия с детками разного возраста, наблюдаю: как кто себя ведёт, как реагируют на поведение чудо-чад мамочки… все такие разные))) Такие весёлые и тревожные, открытые и смущённые, одним словом РАЗНЫЕ.

Хочу поделиться опытом и своими наблюдениями, выводами. Ведь часто встречаются родители, которые говорят: «Ему было скучно, мы перестали ходить на занятия», «Он ещё маленький, наверное», «Она у меня такая, что сидеть на занятии не будет: проверено» и т.п. И перестают посещать данного плана мероприятия (в каком бы то ни было развивающем центре для детей). Страшного в этом нет ничего, только обидно за их разочарование и непонимание.
Итак, в данной статье мы поговорим о разном поведении малышей на занятиях, о причинах такого поведения и вариантах возможного решения проблемных вопросов (если таковы есть и желание исправлять их тоже имеется).

Как себя могут вести детки на занятии?
Благополучно: радостно, открыто, идти на контакт и выполнять предложенные действия (играть с предложенным материалом и по заданным условиям). Такие детки само счастье… Но так бывает  сходу, сразу, оооочень редко. Чаще требуется время, чтобы дитё обвыклось, доверилось и научилось слушать.
Чаще бывает несколько иначе…
 Есть детки, которые отказываются выполнять со всеми остальными малышами (привыкшими к занятию и человеку, что его ведёт) задания и упражнения и просто наблюдает со стороны за происходящим.  При обращении педагога и просьбе родителя что-либо сделать, взять, закрывается. ПРОСТО МАЛЫШ НЕУВЕРЕН, ЕМУ НУЖНО ДАТЬ ВРЕМЯ ПРИВЫКНУТЬ. Сколько времени??? Может 20-30 минут занятия, а может и 2-3 самих занятий. ГЛАВНОЕ НЕ НАСТАИВАТЬ, НЕ ЗАСТАВЛЯТЬ, а показывать пример (мама садится, и… рисует, играет), ненавязчиво предлагать периодически, или: «Вот я здесь положу, а ты, когда будешь готов или захочешь САМ, возьмёшь (игрушку, пособие и т.п.)».Такое поведение крохи не говорит о том, что ему скучно и не интересно, он просто присматривается к обстановке, детям, педагогу. В будущем такие малыши очень хорошие ученики: слышат инструкцию, смотрят внимательно за алгоритмом выполнения задания, выполняют точно. 

Есть малыши, которые заходят на занятие радостно, улыбаясь и доверчиво, но когда начинается сам процесс занятия, начинают драться, отбирать игрушки или швырять их. Вот здесь поводом к такому поведению у дитя может быть большое количество причин и исправлять ситуацию придётся более длительно.
Причиной может быть:
- неумение работать в группе деток (нужно ЖДАТЬ, ДЕЛИТЬСЯ),
- ревность (КТО-ТО ЕЩЁ, КРОМЕ НЕГО МАЛЕНЬКИЙ, кому-то ещё уделяют внимание),
- нехватка личного пространства для ребёнка (присутствие других «маленьких людей» его раздражает, заставляет напрягаться и чувствовать себя неуверенно),
- отсутствие умения правильно использовать игрушки (дома у него их много, но он «не знает», как ими играть, соответственно игра заключается в разбрасывании и швырянии предметов, ранее мы писали, что ребёнка необходимо УЧИТЬ ИГРАТЬ ИГРУШКАМИ).
Такое поведение деток, конечно, не из приятных и для родителей (заставляет краснеть), и для педагога (забирает много сил и времени самого занятия), и для других малышей, но с ним просто нужно работать: оно требует внимания и коррекции. Ничего страшного нет, если все участники процесса развития и обучения (включая родителей послушных деток и тех самих) относятся с выдержкой и пониманием.
Постепенно всё сгладится, пройдёт, и все будут в плюсе: «вредное» дитё успокоится (ведь его просто что-то тревожит), педагог обретёт любимых деток, крепкий коллектив хороших учеников, «послушные» детки научатся толерантности, терпению и на чужом примере узнают, как делать не надо (обычно у них закладывается умение вести переговоры, убеждать - дипломатичные навыки), родители «послушных» деток будут во все оружии в отношениях со своими крохами (ведь они тоже не всегда ангельски послушны).

Что же делать, если дитё дерётся или разбрасывает игрушки? (моя Лиза очень ревнует меня к другим деткам, и тоже такая форма поведения не редкость, как бы не горько, мне это было признавать, но что есть, то есть)
Итак,
1.       Остановить, сказать, что это неприятно Вите (Маше, Ане) или не правильно по отношению к игрушкам.
2.       Пожалеть всех (и обиженных, и обидчиков – есть повод у всех прильнуть на минутку и успокоиться).
3.       Помирить (если уместно, и дети уже успокоились, ведь бывает лишним заострять внимание и возвращать в ситуацию столкновения интересов, как иногда бывает, если дитё не готово мириться, то возникает новый конфликт. Лучше это сделать позже, в конце занятия. Но сделать и настроить на дружбу надо.)
4.       Продолжаем занятие.
Минутка «пожалеть всех» очень нужна, она развивает чувствительность (сензитивность) и понимание у всех.
На этом коррекция и профилактика негативного поведения не заканчивается. Они продолжаются дома в виде беседы по душам (тебя что-то обеспокоило? Ты рассердилась? На что?) и объяснений (я тебя понимаю, ты ревнуешь, но тебя я люблю, а Витя друг, вы вместе занимаетесь, дружите и уважаете друг друга), установки на дружбу с детками и ответственное отношение к занятиям (ты с детками дружишь, делишься, хорошо занимаешься, участвуешь во всех играх). Такие беседы дают возможность ребёнку осознать свои чувства и поведение, доверить родителю и проникнуться чувствами другого человека. Проводить их хорошо, когда дитё в расположении (готово вас слушать, может прильнуло к вам, захотело посидеть на руках), обязательно проводим в тот день, когда был инцидент и установку используем непосредственно с утра, готовясь идти на занятие. ТОЛЬКО, ОБЯЗАТЕЛЬНО, В ДРУЖЕСКОМ, РАСПОЛАГАЮЩЕМ  ТОНЕ. Нравоучения и порицания эффекта не дадут. Для ребёнка важно ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ОН САМ СДЕЛАЛ ВЫВОДЫ И ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ.  
Постепенно, через месяц-второй систематических занятий с мудростью и пониманием, ежедневного труда родителя, дитё уже и не думает так себя вести. Оно привыкает взаимодействовать с педагогом и детками (договариваться, мириться, уступать, находиться рядом). Но это труд… сложный и постоянный. И не все готовы трудиться… Некоторые родители говорят: «Он у меня такой!». Жаль. Такие родители к нам не ходят. Их хватает на 1 занятие.
По себе скажу, что систематично это делать не успеваю (или забываю) и имею, в итоге, тоже непостоянные результаты (то она добрая и понимающая, то всё же, 1 раз в 2 занятия, поднимет на кого-то из деток руку). Продолжаю работать)))
Есть ещё одна форма поведения деток: они уходят из занятия или берутся делать что-то своё. Родители сразу делают вывод: «Не интересно». Есть детки, которым важно делать НАОБОРОТ или ОТ ОБРАТНОГО, таким образом они показывают, что делать они будут то, что САМИ хотят. Такое поведение имеет место у малышей при ярко выраженном кризисе «Я-САМ» или при многих ограничениях и запретах родителей (дитё просто протестует). Что делать? ПРОЯВИТЬ МУДРОСТЬ! Ради Бога, пусть делает то, что хочет… из предложенного вами (2-3 задания на выбор по данной теме), или того, что уже сделали детки (позже, обычно, такие крохи, берутся выполнять ранее предложенное упражнение, когда все уже делают что-то иное). Просто оставьте дитю место, пространство для самостоятельности. Вот так, наша подружка Аня, только через год стала внимательно, активно и замечательно делать вместе с детками то, что предлагает педагог. И ей это сейчас нравится!!!! Она готова развиваться, слушать и прислушиваться… Благодаря маминой и няниной мудрости.
Так, что милые родители, как бы дитё не вело себя на занятии, не спешите делать каких-либо выводов. Если вы сами настроились на работу (а это не только работа и дело крохи), то у вас всё получится. Ключом к успеху будут ваши: мудрость, терпение и целеустремлённость (мягкая, но постоянная).

Ещё один момент… ОООчень важный. Так ведут себя дети не у всех педагогов!!! Есть педагоги, которые «держат» аудиторию во внимании всё занятие. Они громкие, активные, дети не успевают даже подумать о том, что «им что-то не нравится» или их «что-то беспокоит». Да, такие педагоги есть… Но, успевают ли подумать дети вообще о чём-то??? Хорошо ли это? Не мне судить, каждый выбирает для себя педагогов и ставит разные цели при посещении занятий. Но, работая в детском саду, из личных наблюдений, сделала вывод, что детки после таких занятий не умеют играть самостоятельно, не понимают  (и не принимают) инструкцию воспитателя/психолога/педагога и не умеют находиться в коллективе других детей. У них уходит время не только на адаптацию, но и на обучение всему этому, в то время как другие, занимаются играми, построением взаимоотношений и получением удовольствия от жизни в условиях детского сада.
Успехов всем нам в воспитании и развитии наших чудо-чад.



6 комментариев:

  1. Спасибо за статью. Интересно. Я ходила с одним из сыновей вместе около полугода в группу от 2 до 3 и видела все типы деток, которые вы описывали.) Мои дети адекватно ведут себя на занятиях: выполняют, отвечают, иногда балуются. Но меня настораживает, что они не ходят с радостью и удовольствием, периодически идут "как из-под палки" Как и в детский сад. Занятия, какие бы они не были интересные и разнообразные, все-таки труд. Очень с вами согласна, что педагог - это не аниматор.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Олеся за понимание. Опять убеждаюсь в вашей мудрости)

    ОтветитьУдалить
  3. Чудесная статья. Сама сталкивалась с разными детками, очень важно, чтобы мама тоже хотела "заниматься", тогда со временем все получится). У меня Артур и Эля всегда и везде с удовольствием, без особого стеснения, без конфликтов, а Родион очень своенравный, он делает только так, как решил сам))). В следующем году с ним снова попробуем ходить на занятия, а этом году не сложилось - начали только в конце года, да и у меня не было заинтересованности, наверное, потому что именно эти занятия меня не впечатлили совсем))).

    ОтветитьУдалить
  4. Аня, судя по тому, сколько всего вы делаете дома с детками, то и стоит ли куда-то водить ещё??? А компания, как я понимаю, у вас и дома, своя, достаточно хорошая)))

    ОтветитьУдалить
  5. Отличная, всегда актуальная статья! Особенно понравилось ваше замечание про педагогов, которые могут энергично и несколько навязчиво овладевать вниманием детей. Я наблюдала такой вариант работы. Дети не оставлялись в покое ни на минуту: подъём, сели, встали, и тут же за руку уже куда-то волокут. Дети конечно взрослому подчиняются- вовлекаются в ритм работы, но не добровольно, а по принуждению.Я, просто работая рядом, начинала от коллеги уставать.

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо за статью! Всегда бывает трудно объяснить родителей спокойных трудолюбивых и восприимчивых детей поведение совсем других детей -скажем не совсем послушных. Объясняя родителям, я называю таких детей тренажером эмпатии.

    ОтветитьУдалить