26 июн. 2015 г.

Детки среди деток...

Для многих (если не для всех) родителей маленьких чудо-чад актуальным вопросом является умение малыша общаться с другими детками. Многие родители, которые приводят на занятие деток в развивающие центры, восполняет надежда, что это поможет их крохе научиться взаимодействовать, подготовит его к детскому саду. К большому сожалению это не всегда так. Почему? Рассмотрим.
1. Сферы  социализации деток (детская площадка, развивающие курсы, сад).
2. Почему после развивалок дите все так же не готово к саду (случается).
Итак, пункт первый.
Малыш имеет возможность находится рядом и каким-то образом взаимодействовать с детками как на детской площадке, как на развивалках, так и в ДС, но в каждом из данных случаев ребенок находится  в иной ситуации и взаимодействие, отношения между малышами и их самооценка будут разнится. 
ВНИМАНИЕ!!!! Стоит помнить и понимать, что дети-одногодки до 3 лет не умеют играть ВМЕСТЕ!!! Они способны быть рядом и взаимодействовать на уровне "дай - на", догонять друг друга (хорошо, если не дерутся за какую-то, как нам кажется, безделушку и не выясняют отношений "МОЙ-МОЙ-МОЙ", "Я ПЕВАЯ", "МНЕ-МНЕ-МНЕ", что важно для их самооценки, уверенности, становления характера, и что нас порой так расстраивает).
Значит, первый этап взаимодействия  детей между собой - научиться быть рядом, уступать и ждать. Это с успехом можем осуществляться  на дневных прогулках с друзьями во дворе, на прогулках в парке. Важно в этом деле, чтобы друзья были ПОСТОЯННЫЕ!!! Да, малыши до 3 лет могут ссориться по пустякам (старшие ссорятся тоже, только причины более существенные), могут расстраивать,  но через 3-5 минут они снова играют. Главное, родителям не напоминать крохе о неприятности, а объяснениями и личным примером стимулировать деток к дружбе.

Особенностью пребывания малышей в кругу таких же крох на детской площадке/ в парке с друзьями является факт присутствия мамы/папы/бабушки/няни... то есть близкого человека, что делает дите более уверенным и спокойным. На простой прогулке дите скорее делает то, что ему нравится (в пределах разумного и дозволенного). И вот от формы реагирования значимого взрослого на то или иное поведение крохи по отношению к другим деткам, будут формироваться у ребенка коммуникативные навыки (все встречали деток, которые не могут отстоять своих интересов: это всегда за них делает взрослый, в итоге - неуверенность в группе одногодок; есть резвые ребята и девчонки, которые дерутся - их еще не научили, что это больно и обидно другому; есть ласковые и приветливые, подельчивые  малыши). К тому же на детской площадке крохи тянутся к детям старшим: они и пример отношений (какой уж попадется), и люди, что вряд ли станут отбирать игрушки, а вот покатать на качеле могут... с ними интересно.
Второй вариант социализации малыша среди деток - это развивающие занятия.
Они предполагают некое деловое пространство (новое помещение с игрушками,  пособиями), деловое общение с педагогом (для крохи это какой-то новый, чужой человек, который чего-то там рассказывает, показывает, с какого-то перепугу пляшет и поет, ДА ЕЩЕ И ГЛАВНЕЕ МАМЫ СЕЙЧАС!!!).  На развивающие занятия приходят детки одного возраста (то есть,  все со своим "Я", "МОЕ", "ДАЙ") и им нужно время свыкнуться, присмотреться, принять друг друга. Если педагог мудрый, то детки получат хороший опыт делового общения с ровесники и взрослым человеком ( да, все занятие проходит в игровой деятельности, увлеченно, но играть нужно в ТО, ЧТО ПРЕДЛАГАЮТ, а это для крох сложно, напряжно).

Постепенно переходим ко второму пункту.
Стоит также понимать, что дети на занятии находятся всего 1 час и выполняют задания , то есть времени им на взаимодействие не каждый педагог дает... По этому в процессе развивалки  важно дать малышам возможность играть самостоятельно,  разбирать их все споры (они будут, если есть свобода действия) и не менее значушей является постоянство группы (детки привыкают друг к другу и у них возникают чувства дружбы, сопереживания и т. д.). Плюс, влияет на дальнейшую адаптацию в саду построение занятия: выполняют задания по кругу ( в саду такого нет и кроха не понимает потом, почему нужно сидеть на 1 месте), дети делают что хотят ( в саду не принимают просьб и требований педагогов: играть в то,  что нужно, делать то, что положено - кушать вовремя, рисовать когда скажут и т.п.). Именно разбежности  между ожиданиями, привычной обстановкой и требованиями в разной среде и вызывают у малышей дискомфорт, непонимание и неприятие сада. Как подготовить кроху к детскому саду и зачем туда идти, мы писали ранее. Если у вас 2-3 деток дома, если вы с ними занимаетесь и им не "скучно", то сад вам и не нужен (тем более тот, где 25-30 детей и 1 воспитатель на группу). Читайте также:
 "Чего мы боимся, когда отдаем детей в ДС"
"Нужно ли отдавать ребенка в ДС?"
"Когда лучше отдавать кроху в ДС?"
"Как подготовить ребенка к детскому саду"
Следующий наш пост будет посвящен играм на взаимодействие деток...
Успехов и радости воспитания нам наших хрох☺.



6 комментариев:

  1. Внученьке только 8 месяцев, еще не особо общаемся с детками. Ваши советы примем к сведению, спасибо. А то я уж и позабыла, как воспитывать таких маляшат

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, Анна Борисовна, я "забывала" все с каждым ребенком, а потом вспоминала, училась заново, углубляла знания, пересматривала взгляды))). Ваша внучка получит очень много, я в этом абсолютно уверена!

      Удалить
  2. Анна Борисовна, с тем временем, пока крохи растут, и к нам приходит знание, память и все что нужно.😊Вашей внучке повезло с бабушкой. Радости Вам.

    ОтветитьУдалить
  3. Марина, спасибо за статью! Многие мамы ведут малышей от полугода в развивайки, говоря о социализации. Для меня это миф). Дети, конечно, получают тут какой-то минимальный опыт общения. Но это больше именно общение с педагогом, нежели со сверстниками. В рамках коротких занятий невозможно получить достаточный опыт социального общения. Однако я бы сказала, что кружки и развивайки необходимы детям старше трех лет, которые не посещают детский садик, тут они получат хоть какой-то опыт общения со сторонним педагогом. А еще отмечу, вчто вопрос социализации более остро стоит у детей, которые не ходят в сад, поэтому двое-трое детей дома - это не единственное условие. Нужно обязательно озаботиться и кружками, и прогулками со сверстниками, и походами на детские мероприятия, и гостями - вы к нам и мы к вам. Это все должно быть в большем количестве, чем у садовских детей.

    ОтветитьУдалить
  4. Полностью с вами согласна, Аня. Просто обзавестись детьми не достаточно. Только при условии посещений разных мероприятий (кружков, занятий, походы и совместные игры с детсками на площадках/в песочницах и многое-многое другое).

    ОтветитьУдалить
  5. И вот, ещё... как показывает практика, чем раньше начать заниматься с малышом (до 2 лет не столь важно дома или в центре - последний вариант в некоторых случаях просто помощь мамам), тем меньше потом получаем на выходе (к 3 годам): "Он у меня такой...", "Он сидеть не станет... неусидчивый". УСИДЧИВОСТЬ ФОРМИРУЕТСЯ, РАЗВИВАЕТСЯ И ВОСПИТЫВАЕТСЯ!!! САМА ОНА НИОТКУДА НЕ ВОЗЬМЁТСЯ!

    ОтветитьУдалить