15 июн. 2015 г.

Играем с ребенком. От рождения до года.


В этой статье буду делиться опытом качественного времяпровождения с ребенком. По мере взросления моего малыша я буду добавлять новые параграфы. Итак, начнем!

Свершилось! Наконец малыш выбрался в этот мир и подарил вам первый крик, первую улыбку во сне, новые, приятные заботы. Первые недели 2-3 длятся долго, но проходят незаметно... И в конце первого месяца уже не узнать в ребенке того сморщенного, красного мышонка, которого вы увидели сразу после рождения. Что делать с малышом в первый месяц его жизни. Играть ли с ним, и если играть - то как?


0-1 месяц
- Первое и самое важное занятие, а для некоторых пар мама-малыш прям бесконечное (в частности для нас) - это кормление грудью. При первом писке, хныке - грудь.

- Второе после кормления - это сон. Я старалась хоть один раз днем поспать с малышом.

- Обычно в первый месяц дома полно гостей: то крестины, то так приходят познакомиться с новым человечком. Старайтесь, чтобы визиты эти были короткими, чтобы людей за одно посещение было немного, чтобы вели себя тихо и спокойно. Малыш появился в этот буремный мир с теплого, уютного местечка - маминого животика. И лишний шум, гам, движение будет для него стрессовым, лучше поберегите ребенка еще месяц примерно, пока он полностью не адаптируется к этому миру. И еще, постарайтесь не путешествовать с малышом далеко первых месяца три. Для него - это все-равно, что мир рухнул, и теперь надо приспосабливаться к новым условиям.

- А играть как? - спросите Вы. А пока никак! Просто любите малыша! Целуйте (только не в губки!!!), обнимайте, поглаживайте нежно, купайте, пойте песенки, включайте музыку (классическую желательно), смотрите на него, любуйтесь им, и все все, что может делать любящая мама.

- Говорите с ребенком! Используйте любую возможность, чтобы заговорить к малышу. Разговаривайте с ребенком, перемещаясь по комнате. Вскоре он начнет следить за вами.

- Меняйте положения малыша. Переворачивайте на бочок, носите на руках, качайте, старайтесь сделать так, чтобы его окружали разнообразные предметы.

- Примерно в конце первого месяца жизни малыш уже сможет сфокусировать взгляд на вашем лице, на каком-то большом недвижущемся предмете. Вы заметите это. Покажите малышу что-то черное, белое или черно-белое (мой сынуля останавливал взгляд на черной крышке телефона). Подержите на уровне глаз ребенка на расстоянии 20-25см. А далее постепенно начинайте медленно двигать предмет в сторону, вверх, вниз. Придет время, и масик начнет следить глазками.

- Дети очень любят звуки. Посмотрите, как двухнедельный малыш прислушивается к вашему голосу, к звону погремушки, колокольчика, музыки. Шипите, гудите, щелкайте языком - найдите звук, который нравится вашему ребенку)))). Только не издавайте резких и громких звуков, чтобы не напугать.

- Рассказывайте стихи, пойте песенки, рассказывайте потешки. Начните играть с пальчиками. помасируйте каждый пальчик, рассказывая стишок.

- Проделывайте осторожную гимнастику. Положите малыша на спинку, поднимите ручки над головой, скрестите перед грудью, разведите по сторонам. при этом напевайте песенку, или просто весело считайте, подбадривая малыша. Подвигайте ножками, имитируя езду на велосипеде, также напевая.

1-3 месяца
- Продолжаем все, что делали раньше.

- Теперь малыш уже точно фокусирует взгляд. Можно показывать ему разные предметы. Некоторые дети начинают уже тянуться ручками к игрушке. Повесьте над кроваткой мобиль, желательно звуковой. Пусть наблюдает. Все еще он обращае внимание на большой предмет. Теперь уже следит за движущимся. Двигайте погремушкой вправо, влево, вверх, вниз...

- Поцепите ребенку на ручку и на ножку погремушку на липучке, просто яркую игрушку или яркие носочки. Так он быстрее обратит внимание на свои ручки и ножки.

- Наденьте куклу себе на руку или на пальцы, двигайте ею, разговаривайте от ее имени с малышом, пусть кукла танцует смешной танец.



- Положите в руку малыша погремушку. Он быстро поймет, что это и что с этим делать. Начнет трясти, иногда тянуть в рот, смотреть на нее восхищенными глазами.

- Кладите малыша на животик, а перед ним яркие игрушки, это простимулирует его лучше держать голову

3-5 месяцев
- продолжайте делать все, что делали раньше, только теперь наблюдайте - что-то малышу покажется скучным, в чем-то он сделает успехи. Некоторые игры станут любимыми, а некоторые вы вообще не будете вспоминать.

-  включайте музыку детскую, веселую, классическую, или просто любимую; пойте ему песенки сами, рассказывайте стихи. Малышу больше всего нравится, когда ему поют, то близко наклоняясь над ним, то отстраняясь от него. Вскоре вы заметите (а, возможно, заметили уже), что есть песенки, которые особо нравятся ребенку. От них он приходит в восторг, пищит от радости, улыбается, хохочет, или просто замолкает и слушает. Попробуйте хлопать в ладоши под музыку или стучать ритмично, например, деревянными ложками.


- возьмите малыша на руки вертикально, придерживая спинку и потанцуйте с ним, повальсируйте, или "зажигайте" под подвижную мелодию. Поднимайте и опускайте его, меняйте положение тела, крутите влево, вправо...

- Дайте воможность наблюдать: за деревьями, лежа в коляске или у вас на руках; за листиками; за домашними животными; поднесите к окну, пусть посмотрит как идет дождь...

- Выучите песенку с неожиданным концом. Например держите малыша полулежа на коленях, слегка подбрасывая его приговаривайте:
По кочкам, по кочкам, 
По рыхлым дорожкам.
Придерживая малыша, раздвиньте колени так, чтобы он неожиданно соскользнул вниз.
В ямку -- бух!

- Продолжайте давать погремушку. Сначала вкладывайте ее в ручку малышу, вскоре он сам потянется и возьмет ее. Потряхивайте ею. Желательно, чтоб погремушки были яркими и звучали по-разному.

- предложите малышу яркий мягкий мячик, возможно с колокольчиком внутри. Держите его за тесемку над ребенком, интересно, сможет ли он достать до него ножками.

Изобразите ребенку, как "говорят" разные животные: как мычит корова, лает собака, мяукает кошка, пищит мышка и т. д. Он начнет прислушиваться к этим необычным звукам, улыбнется и, может быть, даже расхохочется.

- Хорошая игрушка - мягкая книжка с шуршащими страницами. дайте ее "почитать" малышу. он на долго займется ею. 
играем с ребенком


- В этом возрасте малыш, как правило, научится переворачиваться на животик. От этого он будет просто в восторге. Положите перед ним яркую игрушку. Он начнет тянуться к ней, пытаться ползти.

- предложите малышу книгу, когда он лежит на животе. Увидите, с каким восторгом он начнет ее рассматривать, тянуть ручку, пытаться как будто переворачивать страницы.


- Поиграйте с ребенком в прятки. Попробуйте сначала закрыть руками свои глаза, затем его. Накройте свою голову пеленкойи выгляните, крикнув "Ау-у-у!", или накройте легкой пеленочкой малыша, спрашивая "Где ты?", подождите пока он не взмахнет ручками и не откроет себя, или помогите ему сами, а затем с радостью воскликните "Вот где ты!". Малышу наверняка понравятся эти игры.

- Месяцев в 4 опустите вниз все висящие высоко игрушки, до которых ребенок пытается дотянуться. Его больше не удовлетворяет наблюдение за интересными предметами издалека. Он хочет их схватить, потрясти, повертеть и увидеть вблизи. Если невозможно опустить игрушку, к которой он тянется, лучше будет убрать ее совсем.

-  Подержите малыша перед большим зеркалом. Пусть он внимательно рассмотрит свое изображение, возможно даже улыбнется ему.

- Пробуйте говорить с ребенком то громко, то шепотом. Увидите, как он затихает и прислушивается к шепоту. Мне это очень помогает во время переодевания.

6-9 месяцев

- Покажите ребенку фотографии родных. Особенно ему понравятся фото мамы и папы.

- Предложите пирамидку. Покажите, как снимать кольца. Вскоре ребенок научится снимать их самостоятельно.

- Все еще интересно все, что гремит и издает разные звуки. Погремушки, баночки с разным наполнением.

- Давайте в ручки щупать всевозможные текстуры (мячик с пупырышками, разные ткани, мех, ворс коврика и т.п.)

- Пробуйте предложить тесто. Только следите за тем, чтобы не съел. Пусть мнет его, покажите, как отщипывать кусочки, потыкайте пальчиками...


- Предложите пальчиковые краски. Ребенок с удовольствием будет размазывать их по большому листу бумаги.

- Катайте машинки, рулите

- Играйте в ладушки и другие потешки

- Если малыш научился ползать - соорудите для него полосу препятствий на полу (полложите подушки), пусть он пробует перебираться через них.

- Играйте с мячиком. Катайте мяч перед ребенком туда-сюда, напевая песенку. Катите мяч малышу, пусть тянется ручками и пытается поймать.

- Продолжайте играть в ку-ку. Прячтесь сами, или игрушку. Радостно выкрикивайте "Ку-ку", когда малыш находит вас, или игрушку.

- Разрешите исследовать квартиру. Пусть открывает-закрывает двери шкафов, отодвигает ящички. Предварительно уберите из них все опасное.


- Дайте ребенку большую тряпичную куклу, пусть он дергает ее за руки, ноги, а вы комментируйте все его действия.

- Поиграйте в перетягивание каната. Дайте ребенку один коней шарфа, а вы тяните за другой.

- Покажите, как можно стучать по столу, или как стучать игрушками друг о друга

- Читайте ребенку книги и показывайте картинки. Книги выбирайте с толстыми страницами и яркими, крупными изображениями.

9-12 месяцев

Продолжаем делать все, что делали до этого:

- Играем пирамидкой, машинками, читаем книжечки, предлагаем тесто, краски, стучим, все открываем и исследуем дом, и пр.

- Ребенку понравится что-то высыпать из емкости. Это могут быть пуговицы, макароны, фасоль. только следите за алышом, чтобы он не проглотил ничего.

- Предложите ему коробочки, баночки, тюбики, которые можно открывать и закрывать. Малыш будет в восторге.

- Дайте ребенку бутылку с крышкой, чтобы он крутил ее. Можно сделать вот такую развивающую доску. Как ее сделать читаем тут.



- Малышу понравится кормить свинку. Ее можно смастерить самому. 



Или можно сделать вот такого поросенка, как предложила Жанна Витальевна в своем блоге Ни минуты покоя.

- Даже и без поросят малышу понравится бросать мелкие предметы в горлышко бутылки. 

- Ребенку нравится играть с мелкими предметами. поэтому будьте внимательны!

- Учим с малышом стишки-потешки, играем в пальчиковые игры. Традиционно Сорока-ворона. Больше потешек и игр ищите здесь.

- Играем мячиком. учим бросать.

- Наблюдаем за домашними животными и животными на улице. Можно по чуть-чуть показывать видео с голосами животных, если нет возможности понаблюдать за живыми. Здесь можно посмотреть некоторые видео для детей с пальчиковыми играми.  

- Рассказываем ребенку, как говорят животные, показываем картинки или видео.

- Предложите малышу салфетку и покажите, как ее можно разорвать на мелкие кусочки.

- Дайте ему книги, журналы или блокноты. ему понравится "листать" странички. Только будьте готовы, что он может разорвать.

- Предложите масляные мелки и лист бумаги, чтобы ребенок пытался рисовать.

- Строим башню из кубиков, а малыш пусть ее развалит.

- Дайте малышу счетные палочки, пусть попадает ими в горлышко бутылки.

- Предложите игрушку, которую необходимо толкать перед собой за ручку.

- Наблюдайте за природой. За дождем в окне, за ветром, за цветами на клумбе, нюхайте цветочки, сдувайте одуванчики, делайте дождик из листьев.

- Покажите как задувать свечку. Будет чудесно, если малыш в свой первый день рождения задует ее самостоятельно. Для этого дуйте на кусочек ватки, дуйте пузыри, дуйте на одуванчики и на саму свечку.

5 комментариев:

  1. А еще интересны игры с фонариком (от 4 мес.) в комнате с приглушенным светом: возьмите малыша на руки, лицом к миру, возьмите в другую руку фонарик и направьте его свет на игрушку. Постепенно переходя от одной игрушки к другой, от одного предмета к другому, освещайте их и называйте, так Вы направляете внимание малыша на мир предметов, знакомите его с ним. Формируется образ мира, внимательность малыша.

    ОтветитьУдалить
  2. Вот еще игры: с 6 мес
    - всевозможные коробочки с крышками, которые можно открывать, закрывать, в них можно что-то класть и греметь ими.
    - крупы в глубокой миске - горох, фасоль, в которые можно засунуть ручки и получить массу удовольствия от пересыпания, сдавливания... Только в присутствии взрослых - что бы не тянул малыш в рот (кто пользуется пустышкой, тому проще)
    - рассматривать карточки Домана (или подобные, что б только рис. 1 предмета): показываем, называем, обводим пальчиком
    с 8-9 месяцев
    - включаем в игру баночки с крышками (можно изготовить тренажер http://svoimirukamy.blogspot.com/p/blog-page_27.html)
    - лото звуков и запахов http://zabotlivimroditelyam.blogspot.com/p/blog-page_3.html
    - "Что в свертке" - замотайте в салфетку небольшую игрушку, пусть малыш попытается порвать эту салфетку, что бы увидеть, что внутри - такая игра развивает сенсорику, эмоции, мышление
    - рассматриваем кубики и строим из них башни (ну, хоть из 2 кубиков)
    А вот ссылка на статью, какие игрушки пригодятся Вам и крохе от 0 до года http://schastlivoeroditelstvo.blogspot.com/2014/09/0.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, спасибо! Только все эти игры мы начали понимать после 9 месяцев... И о них еще напишу))))
      С 6 до 9 главная задача была все облизать. А крупы и макароны вообще кушал с удовольствием)))))
      Я не тороплю сына, жду пока он сам проявит интерес, наблюдая за ним.

      И всем мамам советую также присматриваться к возможностям ребенка и предлагать играть тем, что действительно ему подходит по возрасту.
      Кроме того, все-таки девочки быстрее развиваются!))))

      Удалить
  3. Ок, милая... Ждем новых идей. все в копилочку, все в практику)))

    ОтветитьУдалить
  4. Какие же вы хорошенькие!!!)))))))))
    Спасибо за заметку, очень интересная и удобная - всё самое важное, чётко и подробно расписано, класс!

    ОтветитьУдалить