29 июн. 2015 г.

Игры на сплочение деток.

Немного ранее я писала  о том, как детки взаимодействуют между собой и в чём особенности социализации малышей в условиях прогулки с мамой, в условиях занитий на развивающих курсах и в детском саду. В этом посте я подобрала игры, которые в свое время применяла на практике с деткамми разного возраста. Данные упражнения-игры и психотехники собраны из разных источников, пишу по памяти. Могу сказать, что брала я их из книг: Лопатиной , Скребцовой "Начала мудрости", Марцинковской "Детская практическая психология", не помню авторов "Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия" и мн. др. Плюс опыт воспитателей, с которыми работала.


Итак, естественно, игры будут розниться, но есть одно правило-постулат в развитии коммуникативных навыков ребёнка: ЛЮБАЯ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЪЕДИНЯЕТ! ЛЮБОЕ ПРОТИВОСТАКВЛЕНИЕ - РАЗЪЕДИНЯЕТ! ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ? Когда детки находятся рядом и выполняют одно действие вместе (просто поют или рисуют, играют/учатся рядом), у них возникает чувство общности. А если они при этом и взаимодействуют, то вообще прекрасно!
 Но, любое противоставление: "Катина работа хороша, а твоя грязная, не аккуратная", "Посмотри, как делает Саша. А как ты?", "За своё плохое поведение сиди на стульчике и думай" и т.п. Разъединяют детей. В первых двух случаях мы отделяем ребёнка от "хороших" и у него возникают негативное отношение и зависть к ним, во втором, мы вырываем дитё из группы одногодок, делая его изгоем (если не слушается, поробуем не обращать внимание на негативное поведение и хвалить только за хорошее, результат - дитю перестаёт нравится делать вопреки, так как нет подкрепляющей реакции - наказание тоже подкрепляет его негативное поведение).
Теперь сами игры.
Для крох до 3 лет идеальны хороводные игры, но и более старшие дошкольники от них не отказываются.
"Жучок-паучок": малыши становятся в круг, берутся за руки, выбирается 1 участник, который заходит в круг (он будет паучком). Остальные участники водят вокруг него хоровод и поют: "Жучок-паучок, тоненькие ножки, красные сапожки. Мы тебя поили, мы тебя кормили, на ноги поставили, танцевать заставили. Танцуй, веселись,  
"Пузырь": дети становятся в круг, берутся за руки и сходятся к центру. Проговаривая слова: "Надувайся пузызь, надувайся большой..." отходят от центра, делая круг больше. А при словах: "Да не лопайся. Бух!" разрывают руки "Лопнул пузырь!". Ирга повторяется снова.
"Золотые ворота": два участника игры берутся за руки и становятся "в круг". Поднимают руки и проговаривают: "Золотые ворота, проходите, господа. Первый раз прощается, второй раз запрещается,( остальные дети проходят под руками, как в ворота) а на третий раз не пропустим вас!". С последней фразой ведущие опускают руки, кто не успел пройти, тот оказывается пойманным и становится к "воротам" в круг. Игра продолжается, пока все участники не станут "воротами".
Повторушки: это игры-забавки, проговаривая слова при которых, выполняются соответствующие действия. Малыши при них учатся слушать, понимать и вместе действовать.
У Маланьи у старушки (показываем как завязываем платочек на голове)
Жили в маленькой избушке (показываем ломик)
Семь сыновей (показываем пальчиками семь)
Все без бровей (показываем брови)
Вот с такими ушами (изображаем большие уши)
Вот с такими носами (большой нос изобразили)
Вот с такой бородой (показываем длинную бороду)
Весь день сидели (сидим)
Ничего не ели (мотаем головой "нет" и ротик закрыт)
И делали вот так (любое движение показываем).

Для деток от 3 лет подбираем игры на взаимодействие, эмпатию. Мне очень понравились следующие добрые игры:
"Ручеёк радости" (применяла вначале каждого занятия с детками от 3 лет и до 6): ребята берутся за руки, образовывая замкнутый круг (выполнять можно сидя за круглым столом или стоя). Педагог/психолог предлагает "запустить" ручеёк радости. Для этого все настраивиются и прислушиваются к своим ощущениям (малыши просто несколько секунд - 10-15, держатся за руки). Педагог комментирует: "Мы образовали ручеёк радости. Он протекает из ручки в ручку, становится больше, шире, радости в нём прибывает. Он яркий, ароматный, вкусный, тёплый. Радости наконец становится столько много, что мы отпускаем руки и выпускаем её в мир."
"Импульс": деткам предлагается взяться за руки и почувствовать своих товарищей, что находятся рядом (соседей по кругу). Сперва педагог должен рассказать пару слов о том, что такое импульс, что это некоторая энергия, которая перебигает/передаётся от одного участка материалла, к другому.И предлагает ребятам попробовать поиграть в импульс. Выбирается исходная точка (конкретный ребёнок, но для начала, пусть это будет педагог), от которого начинает движение импульс (лёгкое сжатие руки своего соседа). Этот импульс (лёгкое сжатие руки) переходит от одного участника к другому, постепенно оббегая круг и возвращаясь к исходной точке. Ребятам такое упражнение нравится, так как несёт в себе некую загадку и таинство (выполняем мы его тихо, молча, чтобы слышеть и чувствовать "импульс"), но его нужно учиться делать - учиться прислушиваться друг к другу. Бывает, что дети хотят придавить сильнее (то ли силёнки свои показать, то ли дружбу крепкую показать, то ли...). Их нужно останавлявать и объяснять. Постепенно они научатся сопереживать, предполагать ощущения другого человека и понимать его.
"Доброе животное": дети становятся в круг, берутся за руки. Педагог говорит: Представим, что мы теперь одно большое доброе животное. Изобразим, как оно дышит: на вдохе делаем шаг назад, на выдохе - вперёд. Теперь изобразим, как у нашего животного бъется сердце: "тук" - шаг назад, "тук" - шаг вперёд. теперь пооочерёдно "дишит-сердцебиение". Выполнять упражнение нужно синхронно, вместе. Не всегда получается, если есть детки в состоянии возбуждённом или желающие баловаться. Постепенно они привыкнут выполнять задание, но не сразу и это не зависит от возраста (в 3 года или в 5, играет роль состояние дитя в данный момент и его отношение к детям. личностные черты характера). 
"Море": ребятам предлагается вспомнить лето, как будто они на море и поиграть в "Море". Поочерёдно малыши будут "купающимися" и "морем". 1 купающийся "заходит в "море" (образованный детками круг). "Море" (все остальные ребята) нежно прикасаясь к "плавающему", гладит его."Накупавшись", ребёнок выходит из круга и становится "морем", а в круг заходит следующий "купающийся".
Очень хорошо развивают коммуникативные навыки игры в парах.Можно давать посильные пазлы/мозаику, танграмм, кубики Никитина и др. головоломки по возрасту и предлагать их собрать вместе в паре, если опыт собирания их у детей есть (иногда такая задача непосильна даже шестилеткам, даже при хорошей обученности таким играм, если дети не могут договориться, если над их эмпатией и умением взаимодействовать не работает педагог).
Для ребят от четырёх лет можно ещё добавить следующие игры.
"Рукавичка/носочки": детям, распределённым по парам даются вырезанные из белой бумаги по одной варежке или носочку и предлагается сделать их парой, тоесть разукрасить одинаково. Стоит указать ребятам, что для того, чтобы варежки/носочки стали действительно парой, нужно договориться, какого цвета они будут, какой узор или рисунок будет на них.
"Домик": детям раздаются карточки с изображением разных предметов и предлагается следующее: Представьте себя вот этим предметом, что у вас на картинке. Подумайте: что вы можете делать? чувствовать? теперь мы все будем поселяться в вот этот домик (показываем нарисованный или игрушечный). Для того, чтобы попасть в домик, нужно постучаться и уговорить того, кто в нём, вас принять. Тоесть. рассказать, какой вы хороший и что умеете делать, чем можете быть полезны домику и тому, кто в нём.перва уговариваем сам домик, а потом каждого последующего участника, кто в него попал. Сперва выполняем по очереди. Можно, чтобы ребята помогали друг другу придумывать полезные советы и подсказывали, чем могут пригодится те или иные предметы.
Вот такие игры на сплочение мне знакомы. Они работают! Вопросу детского взаимодействия стоит уделять внимание. Поетому, зайдя в группу и увидев тихо играющих детей, или в их компании педагога, можно судить о том, что здесь ведётся работа над взаимодействием чудо-чад. А каждая брошенная игрушка или та же не на своём месте, бегающие по группе и кричащие дети - это первый признак того, что педагогу по большому делу всё равно, как и чем занимаются дети. И к их взаимодействию ему нет никакого дела.
Хороших Вам педагогов, а Вашим деткам прекрасных и верных, понимающих друзей!

4 комментария:

  1. Очень понравились " Импульс", "Доброе животное" и "Носочки") В "Импульс" мы играли, но мы говорили про электричество и нужно было лампочке включаться, зажигаясь, т.е. получая заряд). Ещё с детками старше пяти лет играли в "Австралийский дождь"- нужно было хлопать по спине впереди стоящего и тогда шлепки действительно напоминают шум ливня, но и силу шлепка нужно регулировать, потому что шлёпая другого, получаешь и сам. Интересно, получилось бы с малышами или нет. Спасибо за идею подборки) Захотелось собрать свои)

    ОтветитьУдалить
  2. Марина, мне очень понравились игра "Доброе животное", "Море", "Рукавички", вот бы посмотреть на малышат в ходе проведения этих игр. Представляю, как эмоции в этот момент у них, а у наблюдающих взрослых...

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, Оксана Дмитреесна и Анна Борисовна за отзывы. С меня фотоотчёт некоторых игр такого плана, а к Вам, Оксана заскочу в блог посмотреть Вашу подборку ;)

    ОтветитьУдалить
  4. Много чудесных игр! Спасибо. Море мне понравилось за счет контактности. Я частенько стараюсь такие приятные игры включать в занятия с детками. Носочки за науку договариваться. Пузырь мы часто играем в библиотеке. А еще Импульс помню из своего детства. Домик тоже - интересная идея. Буду использовать, спасибо!

    ОтветитьУдалить