8 сент. 2014 г.

Приучаем ребенка к горшку. Как?



«Как приучить ребенка к горшку?», « Когда лучше начинать приучать малыша к горшку?» - рано или поздно, но такие вопросы возникают в каждой семье.

В этой статье мы
ответим на эти вопросы.
   Но прежде, чем мы перейдем к ним, хотелось бы немного сказать о важности самостоятельного туалета ребенка и о чувствительности периода приучения ребенка к горшку.
   Когда ребенок начинает САМ понимать, что он хочет в туалет, и, через некоторое время (месяц, два – пять) начинает проситься, он начинает брать на себя ответственность за свои действия. У него развивается самостоятельность, самодостаточность, гордость за себя (если Вы, конечно, похвалите за успех, а при «заигрался», «сделал на зло», «промахнулся» -  наберетесь сил и промолчите, пошлете укоризненный взгляд, но НЕ КРИЧИТЕ!!!).
   Именно из-за чувствительности и восприимчивости ребенка, в данный период, кричать на него НЕЛЬЗЯ. Ругать за описанный ковер или диван  НЕЛЬЗЯ, так как малыш может закрыться, у него возникнет страх быть отруганным, а это ведет к обратному результату – ребенок писается, контроль за мочеиспусканием не производится. И начинается снежный ком: ребенок намочил  (испачкал) штанишки – родители отругали – ребенок снова намочил штанишки… Многие психологи этому этапу жизни ребенка уделяли особое внимание. Так, известный З. Фрейд, описал в своих работах этот этап как «анальный», и застрявание на нем ведет к педантичности, скупости, упрямству (если требовать от ребенка немедленно сходить в туалет), или беспокойству, склонности к разрушению, импульсивности (если родители очень строго относятся к понятию туалета). Э. Эриксон об это м этапе говорил как об этапе возникновения установки «Я - то, что я буду», «Я то, что я могу», и от сюда у ребенка или инициативность, автономность и самоконтроль, или чувство вины, стыда и сомнения.  К. Хорни утверждала, что угроза чувству гордости (а именно это происходит, когда мы ругаем ребенка за описанные штаны), вызывает тревогу и чувство враждебности; его крушение приводит к отчаянию и презрению к себе.
   Итак, приучаем ребенка к горшку терпеливо, спокойно, с любовью к малышу.
   И еще, хочу напомнить, что «приучить ребенка к горшку» - это значит выработать у него условный рефлекс «стимул-реакция». Где стимул – это позывы к туалету, а реакция – это действие «попроситься» или «сесть на горшок».
   Как это происходит?
1.       Сперва ребенок  получит негативный опыт мокрых пеленок,  штанишек или трусиков, что вызывает у него дискомфорт. Это обязательный этап. И не важно, во сколько месяцев или лет, Вы начнете отучать малыша от подгузников. Этот период обязательно будет!!! РУГАТЬ ЗА ЭТО РЕБЕНКА НЕЛЬЗЯ!!! Просто давайте себе отчет, что в 6-7 месяцев – это один запах и количество «выпущенной ребенком жидкости», а в 2-3 года – совсем другой. Так что, выбирать и решать Вам, а ребенок лишь «исполнитель».
2.        Потом малыш начнет отслеживать и  осознавать позывы к мочеиспусканию или другим природным потребностям. Поощряйте его за это: примолк – значит, будет сейчас писать или какать, ваши действия – улыбнитесь, порадуйтесь за него (какает, писает – значит, расслаблен, уверен), может,  подложите ему пеленку или высадите на горшок, и «пись-пись», «а-а-а».
3.       И только потом будет действие малыша: просьба о помощи (стон или плач, крик, в которых он сообщает маме: «Хочу писать, помоги – высади на горшок. Хочу быть сухим!») или самостоятельное поведение («сесть на горшок»).  Только потом - расслабление.
Хочу сказать, что ребенок не всегда сообщает, а мама не всегда может отследить потребности малыша. Это поправимо все. Сохраняйте спокойствие, хоть как бы Вам не хотелось побыстрее приучить малыша к горшку, хоть как бы Вам не казалось, что Вы «много уделяете этому внимания, а все зря». Нет, не зря. Делайте все постепенно, настойчиво и уверенно. Только так придет успех.  
   Итак, когда же начинаем приучать ребенка к горшку?
   В советское время считалось, что начинать нужно с трех месяцев (вырабатываем условный рефлекс на «пись-пись»), «что б до года, ребенок уже понимал, что такое горшок, сам просился». Но, как показывает практика – это рано. 
   Я, как ответственная мама, и противник подгузников (в них ребенок не отслеживает свои физиологические процессы), начала вырабатывать условный рефлекс на «пись-пись» у своей малышки в три месяца. 
  Что получила? Да, ребенок своим крехтеньем, иногда слезами, сообщал мне о своем желании. Происходило это каждые 15-20 минут (так, как чем меньше ребенок, тем чаще он писает). Представьте, как это неудобно! Высаживать ребенка в туалет каждые 20 минут (нет, ну потом стало через 30 мин, а дальше – час, но первое время…). Отступать уже было некуда. Мы так и продолжали: раз просится, значит только принимать, поощрять и делать. Второе, она перестала писать в подгузник во время сна. Малышка просыпалась со страшными криками днем или ночью (так как организм требует – позывы, а спящий ребенок не понимает, что с ней происходит, он хочет спать), я ее высаживала на горшок, успокаивала и она дальше спала.
   Так что, я убедилась, что рано приучать к горшку не стоит. Это нервы, это неудобно. 
   Можно в шесть-семь месяцев. И, пожалуй, это оптимальное время: малыш уже уверенно сидит, а значит его можно высаживать на горшок; малыш уже агукает , лепечет, а значит общается, и уже многое понимает (например, эмоции, настроение, многие слова), он отзывчив на похвалу. И тогда Вы получите ожидаемый результат: в год и 3-4 месяца малыш САМ подойдет к горшку, сядет и сделает все свои дела. Вам остается только восхищаться, радоваться и аплодировать. Вот как на видео, приблизительно.
   Неплохой вариант приучения ребенка к горшку в год и шесть месяцев (так сделали две мои подруги, и остались очень довольны): есть уже полноценное общение мама-ребенок, и понимание ребенком «можно», «нельзя», «надо», «как лучше», «чего не стоит делать». Даже если малыш «не слушается» и делает по-своему, он все равно все понимает, просто есть причина к тому или иному поведению – см. «Детские шалости, вредности». В данном случае ребенок уже за две недели приучался к горшку (если его хвалили за успех, и оставляли в покое – не кричали, ругали – в случае «неудачи»). Помните, что мы говорили раньше в пункте    Как это происходит? этой статьи.
   Если оставить ребенка в покое, и не приучать к горшку (успеется еще), то в два года это будет поздновато… потом только к двум с половиной лет малыш «созреет» на условный рефлекс данного типа, и то более тяжело ему будет перестраиваться. Чем старше ребенок, тем сложнее выработка условного рефлекса, и, как следствие, привычки (больше опыта у ребенка, свое отношение, свой характер уже, а это физиология головного мозга - образование новых следов впечатлений в мозгу, в то время, когда там уже есть свои).  Ребенок, как и любой живой организм, приспосабливается к жизни, и ищет наиболее простых путей выживания. До двух лет он повторяет поведение взрослого (пытается раздеться, одеться, сходить в туалет, как взрослый), так заложено природой  - делай как взрослый – выживешь. После двух, есть опыт: мама меня раздела, одела – все замечательно! Зачем стараться? Делать самому что-либо? Зачем тратить свою энергию?
   Итак, КОГДА вы сами для себя определите, из предложенного нами или  кем-то другим.
   А вот Как приучить ребенка к горшку?
1.       Терпеливо, спокойно, с любовью к малышу.
2.       Поощряйте (похвала, одобрение, радость за успех малыша, но НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ – материальные блага – они убивают желание!!!):  физиологические процессы, потом – умение проситься, и наконец – самостоятельное действие.
3.       Будьте примером – спокойно относитесь к тому, что ребенок присутствует возле Вас, когда Вы сами находитесь  в туалете и предлагайте ему составить Вам компанию – посидеть на горшке – у каждого свой)))
4.       Обязательно высаживайте малыша на горшок перед сном (обычно это после приема пищи, поэтому есть вероятность, что ему это надо), после сна, перед прогулкой и после нее.
5.       Если малыш еще не просится на горшок сам, предлагайте ему посидеть на нем через каждые 40 мин или полтора часа (зависит от количества выпитой жидкости и возраста ребенка – как узнать? – отследите время).  Но не настаивайте, если ребенок отказывается – пусть лучше будут мокрыми штаны малыша, чем у него сложиться негативное отношение к горшку («надоели», «достали»).
6. Поставьте горшок в удобном и доступном при первой необходимости месте (в комнате, например, где играет ребенок).
   Вот, кажется, и все. Набирайтесь терпения, мудрости, и вперед!!! Помогите своему чудо-чаду стать более самостоятельным , уверенным, самодостаточным!!!


3 комментария:

  1. Спасибо, Маринка, за интересную статью по чадоведению=) мне нравится что твои статьи красочные и жизненные а главное - насыщены любовью

    ОтветитьУдалить
  2. Дианка, мне приятно, что Вам нравится, главное с душой и в пользу)))

    ОтветитьУдалить
  3. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить