25 нояб. 2015 г.

Детские страхи. Эффективные игры для их проработки.

В детстве все мы чего-то или кого-то боялись. Теперь  у нас у самих детки и история повторяется. Только с той разницей, что мы - современные родители бежим не по бабкам, а к психологам или помогаем ребёнку справляться с ними сами.
Страхи имеют свою первопричину:
- негативный опыт крохи,
- внушённый страх старшими (часто так случается, что волей-неволей родители или другие значимые для ребёнка люди - бабушки-дедушки. тёти, дяди... свои опасения передают детям),
- нестабильная, неблагоприятная  ситуация в семье (родители разводятся, част слышны ссоры и ругань взрослых или даже просто родители склонны в порыве "воспитательных мер" кричать на ребёнка - не говоря о физических наказаниях),
- воспитанные страхи мультфильмами, сказками, рекламами.
Именно последние особо актуальны в настоящее время. Реклама на телевидении
(у нас крутят жудкую рекламу :"Привіт, моя люба.- страшный, грубый голос. -Хто це? тот же голос: - Це твоя мама. - АААА"), мультфильмы с яркими красками, большими рисованными глазами. резкой музыкой. Всё это вызывает у ребёнка чувство опасности. раздражённости, неуверенности, и возникают страхи. И Лиза оказалась не исключением. Попав в ситуацию неограниченного просмотра мультфильмов (к сожалению так сложилось), у нас возникло множество страхов: страх темноты, шума, громких звуков, волков, грязи и морковки (в одном из мультиков страшная морковка гналась за девочкой).
Страхи имеют возрастную периодизацию (об этом я писала ранее в статье "Если ребёнок боится. Немного о детских страхах" - стоит прочесть. То есть, в каждом возрасте ребёнок, оказавшись в определённой, неблагоприятной ситуации именно к возникновению конкретного "возрастного" страха, имеет риск "им заразится".
Страхи - это работа эмоций и воображения ребёнка (писала в статье "Сила детского воображения").
Ранее в статье "Если ребёнок боится. Продолжение" я описывала как реагировать на страхи и наводила примеры некоторых игр. Сегодня расскажу, как и во что играли мы.
стоит помнить, что страх, который испытывает ребёнок - это не просто эмоция, это негативное переживание, которое отражается на восприятии мира дитя (ребёнок усваивает меньше), на его поведении (кроха или постоянно капризничает, или плохо ест, спит и.т.п.).
И в такой ситуации оставлять его просто так нельзя. Не стоит говорить: "Да чего ты там боишься, там никого нет. Ничего страшного, что испачкаешься..." Такие "уговоры" только отдаляют вас от ребёнка - он начинает воспринимать вас как того, кто не понимает чувства и переживания. Гораздо эффективней - проработать страхи. Их нельзя "изгонять", "закрывать" - они "вылезут", "проявятся", "вернуться".
Так вот - работаем. Как? Вот наш опыт.
Первым делом выясняем ,чего именно боится ребёнок.
Заходить стоит издалека, когда ребёнок готов общаться, раскрываться. Я выбрала подходящий момент - когда малышка рисовала. Подсела к ней и предложила нарисовать дом.
Я решила, что мы нарисуем большой многоэтажный дом, Лиза согласилась. Рисовать пришлось мне самой (у Лизы было "своё дело" - она раскрашивала папиного деревянного орла), только я спрашивала: "Какого цвета будет дом? Кто в нём живет? где?" и Лиза показывала в каком окошке кого нарисовать.
Вот результат. Начали заселять дом с жирафика, потом поселили котика, потом маму, папу, Лизу - на последнем этаже - выше всех, потом тётек, дядек (не знаю каких именно, но...) и двух феечек с картинки.
Это расположило к "заселению" работе с рисунком дома - символом внутреннего мира ребёнка.


Далее я нарисовала маленький чёрный дом и сказала, что это "домик страхов". Туда мы поселим всех и всё, чего Лиза боится. Вот мы и нарисовали волка в темноте. Но, постепенно, играя цветом, красками, мы превратили Волка в милого, игривого Собачку, а темноту разбавили белой краской и получили другой фон - не столь страшный. 
Мои вопросы по ходу работы: "Кто будет жить в домике, если это дом страхов?как там себя чувствует волк? какой он? есть ли у него друзья? а давай его раскрасим в другой цвет. В какой? на кого теперь он похож? что он любит? как теперь себя чувствует"  Лиза довольно хорошо знакома с понятиями "чувства". "чувствует", ведь я ей всегда озвучиваю своё состояние, будь то злость или радость, досаду или разочарование, стыд или гордость. И она "зеркалит" тем же.
Вот результат: 

Далее моё предложение было нарисовать "дом смелости". Лиза захотела видеть его жёлтым., в нём должна быть кухня, где пьют чай с красного сервиза. Потом мы его заселили (Лиза - выглядывает из окошка внизу и папа с мамой из окошка вверху) и укрепили образ - дорисовали солнышко, травку, дерево.




Это было только начало работы над страхами. Далее следовали игры в темноте (вечером) - мы выключили  во всей квартире свет и:
- прислушивались к звукам и пытались понять, что это гремит, стучит, шумит (было увлекательно, и необычно, оказалось, что вокруг нас очень много звуков, к которым мы - взрослые давно привыкли и уже перестали замечать, а ребёнка они могли пугать, и некоторые пугали, а их стоило только понять!)
- искали котика по квартире, при том, точно зная где он сидит, мы бродили в его поисках, ведь это тоже необычно и интересно)))
- потом мы сами прятались от котика, так как он проникся  процессом и сам стал за нами ходить)))
- мы ходили в темноте, натыкались на предметы и "опознавали" их - "что это?".
Так было интересно, что мы потом перенесли опыт игр в темноте и на улицу. Последующие дни, возвращаясь домой из сада (а в пять у нас уже темно) мы прислушивались, присматривались, фантазировали в позитивном ключе.
Возник страх загрязнения - помог мастер-класс по лепке из глины. Лиза так увлеклась этим природным материалом, что "залипла" в процесс на 2 часа)))
Почему важно знать страх ребёнка? потому что с конкретным страхом работаем конкретными материалами, играем в определённые игры. Какие? прислушайтесь к своим ощущениям и желаниям ребёнка и всё станет понятно.
Позитивности нашим деткам, уверенности нам, родителям - и получим в результате смелых ребят)

3 комментария:

  1. Спасибо, Марина за Вашу статью. Уверена, многие родители найдут очень полезные советы.

    ОтветитьУдалить
  2. Марина, спасибо! Чудесная статья, очень полезные занятия!

    ОтветитьУдалить
  3. Пожалуйста, Анна Борисовна и Аня. Анюта, наши игры в темноте подобны вашим вечерним прогулкам с фантазированием)))

    ОтветитьУдалить