21 янв. 2016 г.

Игры на развитие ребёнка пространственных понятий.

Как известно, временные и пространственные понятия детям даются сложнее всего: их не попробуешь, их не пощупаешь. Но вот одним из критериев готовности ребёнка к школе является понимание, знание этих самых понятий, начиная с понятий "день-ночь", заканчивая названиями месяца, дней недели. Но если с этим ещё кое-как, то вот пространство - это нечто... Где то "право", где то "лево"? А когда дело доходит до так полюбившегося педагогам и психологам графического диктанта: "Одна клетка вверх. Две клетки влево, три вверх, пять клеток вправо" и так целых 15-20 минут напряжения... Это сложно... если нет подготовки.
Всё это проходит легко и непринуждённо, если всё делать постепенно и правильно. Как? Об этом в нашей статье.
Содержание
Значение пространственных и временных понятий в жизни ребёнка.
Как усвоить сложное легко
Игры на усвоение пространственных понятий и развитие чувства пространства.



Значение пространственных и временных понятий в жизни ребёнка.

Понимание ребёнком понятий времени говорит не только о его интеллектуальном развитии, но и о волевой сфере. Поначалу дитё растёт вне времени, вне пространства. Такими крохи рождаются, и до 3 лет мама тоже живёт вне времени, вне пространства))) Это чудный период жизни, он прекрасен. Но, мало, по-малу, приходит час, когда "НАДО"... идти в сад (а там приём до 9.00 максимум), идти в школу, быть вовремя на тренировке и т.п. Ребёнок учится распоряжаться своим временем правильно! Это не просто "хочу, как хочу, хочу когда хочу" - это умение самоорганизоваться, взять на себя ответственность (прийти вовремя или опоздать), это отношение к жизни и миру в целом. И если кроха всё таки до 3 лет растёт "как хочу и что хочу", то в 4 ему уже трудно резко перейти на "Надо", ему трудно будет в жизни прикладывать усилия для достижения цели.
Да, сюда относится и режим дня ребёнка... кушать вовремя, спать вовремя, просыпаться вовремя... К режиму "вовремя" дети приходят сами к году, если им не мешают родители. О режиме писала ранее.
Пространство для ребёнка - это порядок в голове или его отсутствие. Помните пословицу: "Порядок в вещах - порядок в голове". Так вот, это действительно так. Знакомый с пространственными понятиями ребёнок меньше травмируется, больше знает об окружающем мире.
Как усвоить сложное легко?
Всё сложное - невероятно простое, если начинается с последовательности и вовремя. Итак, усвоение временных понятий начинается с режима дня крохи до года (ночью спим, днём гуляем). Да, есть детки, которые путают день и ночь. Так бывает. Просто выключаем в 23.00 свет и все ложатся спать) ползанье малыша по кровати может затягиваться на 2-3 часа, но всё постепенно (недели за 2 пройдёт). Кроха плохо спит - писала ранее. Но суть такова - не выгулялся или перевозбудился)))
А пространственные понятия усваиваются в быту.
1. У каждой вещи должно быть своё место - тогда ребёнок легко справится с заданием: "Принеси  мне, пожалуйста, книгу о Цыплёнке,"
2. Периодично "постоянное место" изменяется - так ребёнок учится ориентироваться в новой ситуации, в пространстве.
3. Применяйте просьбы с подсказками с того периода, как кроха пошёл) : "Принеси, пожалуйста, кубики. Они в тумбочке", "Подай, пожалуйста, вот тот кубик, что под стулом" (так усваиваются понятия "В", "НА", "ВОЗЛЕ", "ВНИЗУ", "ВВЕРХУ", СПРАВА", "СЛЕВА", "ЗА"...)
4. Каждый раз, одевая кроху, называйте вещи своими именами, а ручки, ножки - их именами: "Левая, правая" - "Давай левую ручку найдём, а теперь - правую", "Вот носочек и для правой ножки")
5. Хороши в этом направлении занятия фитнесом и гимнастикой для деток.
Игры на усвоение пространственных понятий и развитие чувства пространства.
1. Игры с баночками,  коробочками и пасочками и мелкими игрушками (хороши бусины, геометрические фигуры из наборов и игрушки из киндеров.
"Повтори за мной": положи бусинку (любой мелкий предмет) в коробочку. "Клади квадрат на банку", "Спрячь за кубиком треугольник"
2. Игры-конструирование из кубиков, геометрических форм, мозайки по образцу или за словесной инструкцией: "Поставь цилиндр справа от куба, а на него - конус. На куб поставь треугольную призму. Что получилось?" Отлично в этом плане работают Кубики Никитина "Сложи узор"
3. Поиск спрятанных игрушек. Я противник игры "Горячо-холодно", просто она мне кажется бессмысленной. Лучше играть по "словесной карте". Для крох от года: "Иди к окошку. посмотри, кто на стуле?". Для постарше (от 2 лет): "Иди прямо. теперь влево, внизу под стулом") и т.д., усложняя. Если была проделана такая подготовка ранее, то в 5 лет можно проводить смело квесты по стрелкам и указателям), как Аня Игнатеня проводит со своими детками).

4. Работа в листах - раскраски: "Раскрасим того, кто в правом верхнем углу. Кто нарисован посередине?" и т.д. (с 2 лет)
5. Работа в клетке с 3 лет.
Игра "Выложи по образцу" - ближе к 3 годам: ребёнку предлагается карточка с клетками - 2 ряда, 3-4 столбика. Верхний ряд заполняется геометрическими фигурами, а в нижнем ребёнок сам должен выложить  такие в той же последовательности, в тех же комбинациях.


"Поймай муху" - с 4 лет (постепенно усложняем: увеличивается количество клеток при уменьшении их размера): ребёнку даем лис с клетками, вырезанную из картонки фигурку животного (можно прост муху), предлагаем поймать его. Взрослый даёт инструкцию, куда "животное" движется: "Две клетки вправо, одна вниз, три клетки влево..." и так путешествуем, ребёнок по инструкции передвигает фигурку.





"Сложи квадраты" - с 4 лет: ребёнок повторяет за взрослым складывая лист гармошкой, затем в квадратик. После чего нужно линии сгиба навести карандашом, и можно выполнить задания: "Найти квадрат второй в строке, четвёртый в столбце", "Провести диагональ с правого верхнего угла в третьем квадрате первой строки".







"Графический диктант" - это рисунок по клетка в поддиктовку. Вот классическая инструкция: .

 И немного творчества)

5 комментариев:

  1. Как же просто сейчас найти нужную, важную и полезную информацию, не то что лет 20-30 назад - книги с трудом доставали, переписывали от руки советы)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я тоже это время застала, когда в педучилище училась) Зато выписаное - помнится дольше)))) А Интернет даёт столько возможностей!!!

      Удалить
  2. Очень важные упражнения. Как и графические диктанты такие упражнения необходимы для того, чтобы научиться писать цифры в клетках и буквы на линиях. Сначала нужно научиться эти границы видеть.В этом смысле упражнение со сгибанием листа очень классное. Бывает очень часто дети приходят учиться писать в 5 лет и мы начинаем с начала- с упражнений на ориентацию в пространстве.

    ОтветитьУдалить
  3. Очень важные упражнения. Как и графические диктанты такие упражнения необходимы для того, чтобы научиться писать цифры в клетках и буквы на линиях. Сначала нужно научиться эти границы видеть.В этом смысле упражнение со сгибанием листа очень классное. Бывает очень часто дети приходят учиться писать в 5 лет и мы начинаем с начала- с упражнений на ориентацию в пространстве.

    ОтветитьУдалить
  4. Да, Оксана, вот с детками, которые в 5, а то и в 6 лет только начинают учиться писать, мы тоже начинаем с ориентации на листе, потом в клетке... Мне ещё нравятся игры Воскобовича на развитие пространственных понятий. Хороши.

    ОтветитьУдалить