27 февр. 2017 г.

Дети в школе

Пишу пост как крик души, обращаясь в этот раз не столько к родителям, как к педагогам с одним вопросом: "Как так можно???"
Пишу, ссылаясь на опыт практики. Знаю, есть много хороших педагогов, мыдрых учителей, разумных родителей. Но пост сейчас не о них. Просто стоит прочесть и понять.
Занимаясь с семьями с "трудными" детьми, прихожу к одному ужасному выводу: А КАК ДЕТЯМ БЫТЬ НЕ ТРУДНЫМИ???
Все хотят УДОБНЫХ детей:
- которые слушаются
- у которых нет своих желаний
- у которых нет своего мнения
- которые всё выполняют по первой же просьбе...
И всех, и родителей, и педагогов напрягают, раздражают дети, которые:


- ооочень активные (наша Лиза - тоже активная очень, ну просто шило в одном месте, понимаю, как это тяжело вынести родителям изо дня в день, когда по вам скачут, вас постоянно требуют и дёргают: "А посмотри", "мама, мама, мама...", Вы отвернулись, руки такого ребёнка уже что-то схватили, она прыгала и упала и так до бесконечности... Понять можно усталость родителя, но нельзя понять, как можно требовать от этого ребёнка ходить по струночке, сидеть тихо и не понимать его, отгораживаться от него...)
- очень самостоятельные - они сами хотят принимать решения. Это важный этап в жизни ребёнка, когда он учится САМ решать, что он хочет, чего нет, и начинаются эмоциональные всплески, протесты и капризы (тот самый приславутый кризис 3-х лет). Пережить родителям тяжело, когда они, как баранчики, упираются и настаивают на своём, а не как те козочки, проявляя гибкость, находят компромис.
А у самостоятельных детей всегда есть своё мнение, свои желания... Вопрос не в том, чтобы потокать этим желаниям и, иногда, неоправданной самостоятельности, а в том чтобы дать ребёнку чувство защищённости, понимания и принятия, свободу выбора и ответственности за этот выбор (это не касается ТАБУ).  Ещё до школы надо научить маленького человечка соотносить свои желания с желаниями других людей. До школы задача родителей научить ребёнка сотрудничать со взрослыми, а не учить только послушанию.
Но, часто родители, лишённые мудрости природной, помощи специалиста, имея картинку "как надо воспитывать детей", всё дошкольное детство крохи воюют с ним: кто кого.
Иногда "побеждает" ребёнок - становится неуправляемым, вредным, протестующим, каким угодно, но не тем, которого хотели.
Иногда "побеждают" родители - их ребёнок очень послушный, хорошо учится.
Но, и в том, и в том случае, счастья у ребёнка нет: в первом случае он отвергнут, во втором - он не знает себя реального, и оказывается принятой родителями только его "правильная" сторона, так что он принят тоже только частично.
Победителей ни в той, ни в другой ситуации на самом деле нет. Есть только жертвы.
Да, счастье ребёнка в руках его родителей. Но большинство из них не знает КАК воспитывать, ЧЕМУ учить... Они пытаются найти помощь у педагогов (к психологу они приходят в последнюю очередь!) и натыкаются на то, что У НИХ НЕ ТАКОЙ РЕБЁНОК.
Самое страшное во всём этом, что родители ВЕРЯТ такому педагогу, винят снова ребёнка, уже и себя, но выхода не видят...
Что же педагог, к которому приходит такой "неудобный" ребёнок? Мудрый (я таких знаю), находит подход к ребёнку, добирается к душе дитя через тернии (защиту, выстроенную ребёнком - его агрессию, равнодушие) и трепетно её бережёт, вкладывая веру в его человечность, чистоту и возможности.
Что делает педагог, заинтересованный только в результатах контрольных, тестов и самореализовующийся через "воспитание" детей: он заставляет меняться: "Это ты в садике так себя вёл. А здесь школа!", он не терпит недостатков ребёнка: "Уходи из этой школы. Она не для тебя. Тебя выгонят", он думает, что только он знает всё: "Ты больной, тебе надо лечиться!" (это было сказано ребёнку с тиками!!!),  он позволяет себе оскорблять детей: "Ты дебил!", он наказывает детей: "Неделю вы без перемены будете сидеть" - наказание для второклассников - реализованное!!! Он занимается рукоприкладством: "Хоть учительница его на место поставит, раз родители не могут - она ему ещё так подзатыльники даёт" - говорит техничка из школы, которая и сама не прочь руки об этого ребёнка потереть: "Я его за ухо как крутону, сразу всё понимает!". Да, это приводит в ужас! Да, это есть, и отгораживаться "Новими освітніми програмами" не надо, когда вопрос школы у нас так построен!!!
Как Вам такая школа?
Все эти выражения из практики. Рассказали "трудные" и "очень послушные", но зажатые, тревожные дети на консультации.
Да, дети вести себя могут по-разному. Но педагог - НЕТ! Есть честь и кодекс педагога!
И да, я учу родителей защищать своих детей перед такими педагогами (меня в своё время тоже научила хоршая психолог): при жалобах педагога на ребёнка, родитель становится лицом к педагогу, а ребёнок должен находиться за спиной у родителя. Выслушав внимательно педагога, родитель говорит: "Спасибо, что обратили внимание/что переживаете... Мы дома разберёмся" и уходит с ребёнком. А вот уже дома предоставляется возможность рассказать свою версию ребёнку. У родителя уже складывается более полная картина для выводов. И потом уже следуют меры. Дети врут редко. Иногда у них просто своя картинка происшедшего, разобраться в которой и предстоит родителю. Врут дети только тогда, когда боятся наказания родителей или их непринятия того, что было.
Поэтому ВАЖНО ПРИНИМАТЬ РЕБЁНКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ, НАПРАВЛЯТЬ, ВКЛАДЫВАТЬ В НЕГО МУДРОСТЬ И УВАЖЕНИЕ К ДРУГИМ.

Родители, педагоги и дети - это пассажиры одной лодки. И если кто-то кого-то не уважает, не ценит, будет конфликт, "лодка" раскачается и потонет... Самый незащищённый пасажир в ней - это ребёнок.

6 комментариев:

  1. Да, все верно, Марина. Главное не довести до диагноза "педагогическая запущенность", а это, как правило, происходит, если в школу, сад приходят "не те дети"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю, Анна Борисовна, за отзыв. Я в статье упустила момент А ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ С "НЕТАКИМИ ДЕТЬМИ"? Кроме преславутого "разбираться в причинах" и "уделять внимание им", часто-густо стоит посетить психолога, невролога, которые и направят родителей в их воспитании (да, родители не знают, как воспитывать и кроме методов наказания другого не знают), и, режим, помогут выстроить всей семье (да, это тоже очень важный момент, который организовует, собирает мозг в кучу, а семью воедино - с современными ненормированными графиками работы родителей и стремлением "всё иметь", "дать самое лучшее детям", упускается самое главное!), и лечение необходимое назначат (иногда вовремя оказанное медикаментозное лечение облегчает ребёнку жизнь! Пример с 12-ти летним мальчиком с тиками - пока не пришёл на консультацию (запрос был "Он плохо учится"!), его никто не направлял к неврологу!!! ему никто не оказывал должной поддержки ни моральной, эмоциональной, ни медицинской. А там серьёзные трудности со здоровьем! Теперь, только теперь они и на массажи ходят, и на электрофарез, и препараты назначили адекватные, и морально поддерживают, и режим дня выстроили... А тики, между прочем, с 3-х лет...

      Удалить
  2. Марина, добрый день! очень наболевшую тему вы сегодня затронули.У меня две дочери учатся в школе: одна в начальном звене, вторая в среднем. Начальную школу старшей дочери вспоминать даже не хочется, столько там было того, о чем вы пишите в своем сообщении. На перемены не пускали, требовали доделывать, дописывать. В итоге даже в туалет не пускали. Унижали детей перед всем классом. В итоге в этом году у учителя звание заслуженного в РФ. Парадокс!! И слова разные ругательные учителя употребляют, в общем много лишнего. Конечно, это недопустимо. Убеждена, что педагог (будь то учитель, будь то воспитатель) должен быть эталоном воспитания, помощником родителям и детям. Такая это профессия. а иначе откуда мы получим здоровое общество. Все-таки основу закладывает семья, но и социум оказывает значительное влияние на формирование личности ребенка в определенные моменты жизни.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброго времени суток, Юля. Да, действительно, таких парадоксов сплошь и рядом... к сожалению. И, самое главное, все молчат... как будто этого нет. Дети сами остаются наедине со своими непреодолимыми трудностями. И когда говорят, что учителям тяжело - не спорю, тяжело. Но эта профессия - призвание, образ жизни, а если нет, то нечего там и делать, жалуясь на все тягости жизни. А те, кто работает по призванию, видят в ребёнке в первую очередь личность и потенциал силы и хороших возможностей.

      Удалить
  3. Спасибо, Марина, очень важная тема! Родителям стоит понимать, что именно неудобные дети, если их не сломать и научить контролировать себя, во взрослой жизни станут теми успешными людьми, которых мы все мечтаем в них увидеть. И тут еще один момент, есть очень сложные дети, и в них сразу видна эта искра, которая может раздражать, но и сломать их труднее. А другие дети, более удобные, быстрее прогнутся, и тут нужно быть не менее осторожными, чтобы не сделать из таких "более удобных" детей серую массу простых "роботов", которые со своими идеями, мнениями и суждениями никуда не лезут, ничего не хотят и просто выполняют указания.
    Марина, с праздником! Пусть все лучшее приходит в вашу жизнь! Счастья, любви, радости!

    ОтветитьУдалить