1 дек. 2014 г.

Фразы, которые опасно говорить детям

Автор фото: IrynaYeroshko
Часто мы не задумываемся, что те слова и фразы, которые мы говорим нашим детям могут очень сильно повлиять на их психо-эмоциональное состояние и даже на развитие личностных особенностей в будущем. Мы даже не замечаем, как своими словами формируем отношение к себе, к миру, к жизни, нострой на жизнь и таким образом определяем судьбу ребенка. Вот перечень того, что мы говорим, а что именно слышит ребенок, и какие возможные последствия сказанного нами:


Что мы говоримЧто слышит ребёнокВозможные последствия сказанного
Ты плохой мальчик/девочкаЯ плохой/плохая, я никому не нужен/не нужна Страх, ребёнок поверит и начнёт оценивать себя так же
 Ты вредный (грязный, глупый…).  Я всегда вредный (я грязнуля, я глупая…), я никому не нужен такой.  Внушают, что он такой. Заниженная самооценка. Искренне поверит, что он глуп, и станет таким.
Вот придёт милиционер, он тебя…… собачка укусит Что придёт на самом деле и такое (!) устроит… Запугивание, которое формирует фобию
 Ну и оставайся один, я пошла…  Мне всё равно, чтос тобой дальше будет Страх, ощущение, что его лишают поддержки, брошенность
 Не трогай, сломаешь (разобьёшь, порвёшь…)  Я неуклюжий, я неловкий, я неумеха… я плохой. Меня не любят. Программирование на неудачу.
 Ты бестолковый, как твой отец.  Мы оба плохие, но я хуже. Ребёнок переживает за себя и за родителя.
 Воспитательница эта просто… (далее следует негативный комментарий).  Её можно не слушаться. Она делает неправильно. У ребёнка возникнут проблемы с воспитательницей и с другими взрослыми.

 Что ты пристал со своими играми.

 Мне с тобой неинтересно. Родители не интересуются им. Почему он должен слушаться людей, которым на него наплевать.
 Ваня щелкает задачки, как орешки, а ты...Он умный, я дурак. Нездоровое соперничество, зависть.
 Как тебе не стыдно…

Ты меня не любишь, и я тебя любить не буду. Появляется чувство вины, комплекс вечно виноватого.
 И это что, твои друзья?! Как можно с ними…

 Я не уважаю твой выбор Со временем отчуждается и заводит свои секреты.
 Разве можно любить такую музыку, группу? У тебя дурной вкус.Ребёнок перестаёт делиться, теряет доверие.
 Дай, я сама, у тебя не так получится. Я ничего не умею делать хорошоВозникает неверие в свои силы.
Как ты мог опять так поступить?! Тебя не за что любить.Ребёнок теряет веру в то, что достоин любви.

Взято из книги З. и Н. Некрасовы "Перестаньте детей воспитывать - помогите им расти!"

От себя еще добавила бы из услышанного мною:

Что мы говоримЧто слышит ребёнокВозможные последствия сказанного
Ты что, жадина? Ану ка поделись!Я плохой/плохая, меня не будут любить, если я не ... Ребёнок поверит и начнёт оценивать себя так же; если заставить ребенка поделиться не по собственному желанию, он с трудом освоит понятия свое-чужое
 Упадешь! Заболеешь!  Я неуклюжий, неловкий, у меня не получитсяМы  формируем установку на неудачу. Ребенок либо действительно упадет или заболеет, либо у него появится страх и он даже пробовать не будет