Провела тренинг «Эмоциональная честность» и хочу поделиться
своими чувствами и опытом.
Нас собралось: 3 участника, 2 помощника (я и Дианка), плюс
наши милые задорные детки (4 на всех). Было интенсивно, интересно.
Для меня это новый опыт: каждый новый составленный тренинг –
это иной опыт, каждая новая группа участников – это иной подход. Для участников
– это новые знания о себе или напоминание о важном.
Интересно, что пришли именно те, кто честен с собой и с
окружающими… вопрос стал в другом: «Что делать с честностью? Как отследить свои
чувства вовремя и направить в мирное русло, или что делать потом, после
всплеска негативных эмоций и чувств? (от этого, кстати никто не застрахован!)».
Итак, вот как проходил сам тренинг и чем он был наполнен.
Первым делом, по приходу (прямо с порога), каждый участник
выбирал картинку с эмоцией (а самом деле их было намного больше вариантов запрашивайте в нете "Карту эмоций") и называл
первый пришедший в голову цвет (значение цвета можно посмотреть в тесте самопознания "Мандалы").
Это была своего рода диагностика эмоционального настроя
участников и тест на честность. Интересно, что выбранная, и далее описанная
эмоция и значение цвета совпали. СПАСИБО НАШИМ УЧАСТНИКАМ ЗА ЧЕСТНОСТЬ.
Далее, после знакомства (в нашем случае – приветствия), каждый участник описывал ту эмоцию, которую
выбрал и предполагал, почему именно она ему приглянулась. Озвучивал свой
запрос и ожидания от предстоящей работы. Я дополняла ответы результатами
цветового теста (говорила, на сколько искренни были участники и о чём говорит
выбранный ими цвет). Эта работа показала готовность участников к работе.
Затем мы говорили о
том, почему важно быть эмоционально честным с самим собой (это здоровье нас
самих, самочувствие и психологический комфорт наших детей, это воспитание наших
детей в честности), почему мы иногда не честны сами с собой (нас так воспитали,
нам стыдно признаться в своих негативных
мыслях или чувствах), как мы действуем, чувствуя недозволенное (замещаем
истинные чувства другими… словами, действиями или подавляем в себе любое
проявление «слабости»).
Следующий этап работы – это было упражнение «Чемодан чувств», цель которого – глубокое понимание своих истинных чувств и их замещающих,
перекрывающих. Таких же чувств своего партнёра по воспитанию ребёнка и чувств
самого ребёнка. Это задание показало, где могут возникать внутриличностные и
межличностные, внутрисемейные конфликты.
Далее была проработка и принятие запрещённых в семье чувств,
поиск оптимальных решений их проявления.
Проработка:
1.
СТОП! Чувствую, что начинаю злиться, обижаться –
отдаю себе в этом отчёт.
2.
Проговариваю себе и оппоненту (если это ему
важно – ребёнку и близкому человеку – это важно!) о чувстве.
3.
Выхожу из ситуации «моя эмоция» в состояние «Я»
(перейти в другую комнату/отойти в сторону, и как бы посмотреть на ситуацию со
стороны)
4.
И решаю, продолжать ощущать эту эмоцию, чувство или нет.
Данный алгоритм «выхода» даёт
свободу выбора: быть с этим чувством (часто нам это надо, это нас защищает и
оберегает) или быть без него. Когда есть осознанность, мы не будем сами «в
эмоции», откуда ничего не видно! В гневе – мы ничего не слышим и не видим, мы
безрассудно действуем (так же и в радости, и в печали, и в усталости…). А
будучи С гневом, радостью, печалью, мы используем силу каждой эмоции в свою
пользу. С гневом прибавляются силы на достижение цели, с грустью, просыпается
творчество, с радостью рождаются новые планы.
Если же так УЖЕ случилось, что
эмоция нас захлестнула и мы, не отдавая себе отчёт, повели себя не так, как
хотелось бы. То послесловие должно быть в виде принятия себя, своей
эмоции/чувства – «да, во мне это есть» и озвучивания своих истинных чувств
оппоненту. Это решение, это выход. Молчание, отговорки (бывает у всех, сам
виноват, само вылетело и т.п.) мы потом несём за спиной в тяжёлом мешке обид,
страхов и разочарований. Можете представить себе такой «мешок» и, сгорбившись,
напрягшись всем телом, пройти метров 5-10. Какие ощущения?
Следующим упражнением было «Усиленная атака». Оно хорошо тем, что
мы повышаем свою самооценку, учимся признавать и принимать в себе все стороны
Я.
Рисуем два круга - один в другом.
В среднем пишем свои характеристики, которые в нас есть. Во втором круге – 10
характеристик, которые могут дать нам окружающие нас люди. Затем анализируем,
что нам нравится в своих чертах и почему, что не нравится, и почему. Есть ли
характеристики, которые мы в себе не видим, а люди нам их приписывают, почему
так складывается. Что мы по этому поводу чувствуем, думаем.
По заключению тренинга мы делали
совместно с детьми «Браслет настроения» - идея Оксаны Дмитриевны (спасибо,
Оксана – в твоём блоге "Моя песочница" много всякого интересного), а ссылку мне рекомендовала Екатерина Белова. СПАСИБО, милые)))).
Для браслета были предложены
разные бусинки (круглые, овальные, в виде цветов и звёздочек). Все они были
разного цвета (и даже чёрные!), за каждой стояло своё чувство. Своя эмоция,
понятная только конкретному ребёнку. Так и нанизывались одна бусинка за другой
в радужное эмоциональное настроение)))
Далее – итоги, обсуждение: что
понравилось, что возьмём с собой в жизнь)))
Вот такой незаурядный тренинг у
нас получился. Честно, жалею сама о том, что была ведущей, а не участницей…
Марина, Ваш тренинг получился насыщенным и познавательным!
ОтветитьУдалитьУчастникам удалось понять и поработать над своими чувствами.
Уверена, что все ушли с прекрасным настроением :)
Спасибо, Виктория. Да, ушли все именно с таким настроением. А детвора, как всегда не хотели расходиться)))
Удалить