Мы уже преобрели палочки Кюизенера и активно используем их в своей работе (пока только 2 недели, но каждое занятие палочки Кюизенера или блоки Дёныша присутствуют). Грандиозное по своей полифункциональности пособие.
С ним легко усваиваются математические понятия длины (длинный, короткий, короче, длиннее), умение сравнивать, сопоставлять, устаиваются понятия "такой же", дети знакомятся с понятием и значением числа, числового ряда, математическими действиями сложения (хорошо усваивается состав числа).
Ну, и плюс, этот материал прекрасен для конструирования. А это развитие воображения, пространственного мышления, овладение пространственными понятиями, навыками планирования.
Итак, в настоящее время мы пока знакомились с палочками:
рассматривали,
находили самые коротки и самые длинные,
выстраивали по длине от самой короткой до самой длинной,
сортировали по цвету и сравнивали по длине
придумывали картины и выстраивали целый сюжет.
строили поезд из элементов этого пособия и называли вагоны: какой самый длинный, находили какого цвета первый, третий, а какого - пятый вагоны.
Наш набор палочек был без инструкции. Но, сразу возникло желание создать линейку числового ряда с цифрами соответствующего цвета каждой палочке (по длине: самая короткая - белая - это 1; на 1 см длиннее - розовая - это 2 и т.д.).
Копнув интернет, нашла много идей, наработок. Беру на вооружение и Вам, на заметку)))
Исследовательница Л. Комарова отмечает, что постепенно через игры с палочками Кюизенера у детей возникает понимание того, что у каждой из палочек есть «свое» постоянное и неизменное число. Вместе с заданиями на формирование представлений о различных параметрах величины можно предлагать детям задания на понимание сущности арифметических действий и на развитие логического мышления. Ниже представлено несколько задач из книги Л.Комаровой «Как работать с палочками Кюизенера» с указанием основной цели.
Покажи какую-нибудь палочку, которая короче жёлтой, но длиннее розовой.
Назови и покажи все палочки длиннее (короче) ... (называется цвет любой палочки).
Сделай лестницу из красной, зеленой и коричневой палочек. Поднимись по лестнице, называя цвет каждой ступеньки. Так же спустись по ступенькам.
Возьми по одной палочке каждого цвета, поставь их по порядку от низкой к высокой (в вертикальной плоскости). Рядом составь еще такой же ряд из палочек, но в другом порядке — от длинной палочки к короткой. Теперь из двух рядов сделай один (совместив их друг с другом). Перечисли цвета палочек слева направо и справа налево.
Составь одну палочку из желтой и синей так, чтобы желтая была справа (из оранжевой и зеленой так, чтобы оранжевая была левее зеленой; из белой, красной и желтой так, чтобы белая была посередине;
Возьми самую короткую палочку. Какого она цвета? Белая палочка — это единица, число "один".
Возьми самую короткую палочку. Придвинь белые палочки близко друг к другу, чтобы казалось, что это одна палочка. Поищи палочку в наборе, которая была бы точно такой же длины, какую имеют две палочки, сложенные вместе. Красная палочка — это число "два", потому что она имеет ту же длину, что и две белые.
Найди палочку, равную по длине трем белым палочкам. Три белые палочки, составленные вместе, по длине равны зеленой. Зеленая палочка — это число "три" (по аналогии вводятся все остальные числа до 10).
Упражнение в игровой форме "Назови число — найди палочку". Ведущий называет число, играющие находят соответствующую палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает (например: белая — один, красная — два, зеленая — три, коричневая — четыре и так далее). Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку.
Упражнение в игровой форме "Найди пару". Варианты:
Возьми любую палочку из набора. Найди две другие, которые, будучи составленными вместе, по длине окажутся равными первой палочке. Расскажи, что ты сделал(а). Рядом с палочками поставь карточки с цифрами (или числовыми фигурами) и знаками (+, =).
Возьми две палочки из набора, составь их вместе концами. Найди палочку, равную им по длине. Убери одну палочку из двух. Расскажи, что ты сделал(а). "Запиши" это с помощью карточек с цифрами и знаками (-, =). (Все последующие упражнения, когда это возможно, могут включать "запись" действий с помощью карточек с цифрами и знаками, но могут выполняться и без этого. Где и когда лучше использовать цифры и знаки, решает педагог с учетом индивидуальных особенностей ребенка и уровня его развития).
Я возьму длинную палочку, а ты найди две другие, покороче, чтобы, составленные вместе, они были равны по длине моей палочке. Продолжай составлять ковер из нескольких палочек. Варианты разной сложности:
Составь поезд из коричневого и желтого вагонов. Замени коричневый вагон красными так, чтобы длина поезда не изменилась.
Поезд состоит из голубого и вишневого вагонов. Замени голубой вагон зелеными, а вишневый — коричневыми вагонами. Длина поезда должна сохраниться.
_______________________________________________________________________________________
Сколько красных палочек в коричневой, вишневой, оранжевой?
Сколько белых палочек содержится в каждой палочке из набора?
Составь оранжевую палочку из одинаковых палочек разными способами.
Составь из палочек квадрат, прямоугольник и другие фигуры, какие знаешь. Как можно с помощью палочек узнать, какая фигура занимает больше места? Узнай с помощью палочек, равны ли стороны у квадрата? А у прямоугольника?\
Скачать методическое пособие "Развивающие игры и задания с палочками Кюизенера" под редакцией В.П.Новиковой, Л.И. Тихоновой можно по сслыке.
Красочную тетрадь по работе с палочками юизенера "Колокольчики" можно скачать здесь.
Мне очень нравится пособие - палочки Кюизенера. Сейчас изучаем вместе с детками)
С ним легко усваиваются математические понятия длины (длинный, короткий, короче, длиннее), умение сравнивать, сопоставлять, устаиваются понятия "такой же", дети знакомятся с понятием и значением числа, числового ряда, математическими действиями сложения (хорошо усваивается состав числа).
Ну, и плюс, этот материал прекрасен для конструирования. А это развитие воображения, пространственного мышления, овладение пространственными понятиями, навыками планирования.
Итак, в настоящее время мы пока знакомились с палочками:
рассматривали,
находили самые коротки и самые длинные,
выстраивали по длине от самой короткой до самой длинной,
сортировали по цвету и сравнивали по длине
придумывали картины и выстраивали целый сюжет.
строили поезд из элементов этого пособия и называли вагоны: какой самый длинный, находили какого цвета первый, третий, а какого - пятый вагоны.
Наш набор палочек был без инструкции. Но, сразу возникло желание создать линейку числового ряда с цифрами соответствующего цвета каждой палочке (по длине: самая короткая - белая - это 1; на 1 см длиннее - розовая - это 2 и т.д.).
Копнув интернет, нашла много идей, наработок. Беру на вооружение и Вам, на заметку)))
Задание на закрепление эталона цвета.
Подбери к фартуку куклы ленты соответствующего цвета.
Построй два квадрата: один из розовых, а второй из красных палочек. Какой квадрат больше? (Чем дольше палочка, тем больший квадрат).
А вот это задание меня окорило!!! Прекрасная тренировка для старших дошколников! Заполнить фигуры-силуэты.
Задача на развитие количественных представлений.
«Пассажиры и поезд». Детям предлагают построить небольшой поезд из цветных палочек. Например, из розовой, голубой, красной и желтой. Прежде чем посадить в вагоны пассажиров, детям предлагают узнать, сколько мест в каждом вагончике. Дети находят ответ через упражнение: берут белые палочки (это 1 место) и накладывают их на вагончики каждого цвета. Белая палочка в этом случае будет условной меркой. В ходе беседы детей подводим к пониманию того, что у каждой палочки есть свое число.
Игровое задание «Как говорят числа». Определит, какая палочка показывает большее, а какая меньшее число?
Задание на понимание детьми сущности арифметических действий.
Давайте составим между собой эти палочки. Для этого положим их рядом. Найти палочку, равную сумме двух палочек.
Логические задачи с палочками.
Расположи палочки так, чтобы жёлтая была между синей и фиолетовой, а фиолетовая была бы рядом с белой.
У поезда три вагона: чёрный, красный и жёлтый. Чёрный вагончик стоит внутри, а жёлтый — не первый. В какой последовательности стоят вагоны? Сколько пассажиров в каждом вагоне? Сколько пассажиров всего в поезде?





Второй этап
На втором этапе палочки выступают уже как средство обучения арифметике. Пространственно-количественные характеристики не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребенка. При этом взрослый не ограничивается внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а дает возможность выбирать действие самому ребенку. Тогда игра будет радостным открытием нового. Ребенок быстро научится переводить (декодировать) игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел.
На втором этапе детям можно предложить следующие упражнения.





(i) К цветной цифре (палочке) надо подобрать числовую фигуру (число изображено на карточке в виде кружков линейно, а затем в форме геометрической фигуры: квадрата, треугольника, круга).
(ii) К цветной цифре подбирается соответствующая ей обычная цифра, изображенная на карточке.
(iii) К цветной цифре подбирается соответствующее количество предметов (или их изображений на карточке).
___________________________________________________________________________________



(i) Ковер делается из любых палочек без всяких условий.
(ii) Ковер делается из как можно большего числа полос.
(iii) Ковер делается из полос разного цвета (те же палочки можно уложить в разной последовательности).
(iv) Ковер составляется из палочек определенного цвета (например: надо взять только красную, зеленую и желтую) или только из определенного их количества (только две, три и так далее).
(v) К ковру надо сделать бахрому из белых палочек.
(vi) То, что выложено из палочек, "записывается" с помощью карточек с цифрами и знаками.


_______________________________________________________________________________________




Скачать методическое пособие "Развивающие игры и задания с палочками Кюизенера" под редакцией В.П.Новиковой, Л.И. Тихоновой можно по сслыке.
Красочную тетрадь по работе с палочками юизенера "Колокольчики" можно скачать здесь.
Мне очень нравится пособие - палочки Кюизенера. Сейчас изучаем вместе с детками)
Какие вы молодцы! Так много у вас ещё впереди: палочки можно складывать, вычитать, делить и умножать- главное не останавливаться! А то со старшими дошкольниками и школьниками уже про палочки обычно забывают, к сожалению. Хотя столько материалов в сети- бери и делай!(((
ОтветитьУдалитьОксана, да, у этих палочек огромные возможности. А об уножении мы узнали из простых манипуляций с ними: прямоугольник или квадрат из палочек определённой длины вмещают произведение (количество белых палочек) при умножении сторон)
УдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьЗнаю не понаслышке о пользе палочек Кюизенера. В нашем дошкольном учреждении их активно используют педагоги. К счастью в прошлом году закупили достаточное количество наборов.
ОтветитьУдалитьПриглашаю вас на странички своего блога. Надеюсь на активное взаимосотрудничество! http://psiholog-blr.blogspot.ru/#
Спасибо за огромную подборку материала! Как раз собирались приобрести, но понятие о палочках было абстрактное какое-то. Оказывается, шикарное пособие!
ОтветитьУдалитьДа, Елена, пособие точно - шикарное. Приобретайте. А я подумываю о втором наборе))
УдалитьСпасибо за огромную подборку материала! Как раз собирались приобрести, но понятие о палочках было абстрактное какое-то. Оказывается, шикарное пособие!
ОтветитьУдалитьЗнаю, слышала, видела. Приветствую, кто эти палочки использует в работе с детками. Готовых пока в наших магазинах не встречала, заказала знакомым, они пообещали сделать
ОтветитьУдалитьПравильно, сделать их не так уж и трудно. Стоит выделить время. Я тоже подумывала о том, чтобы сделать ещё пару наборов самостоятельно. Возможно, как-то сяду на досуге))
УдалитьПалочки замечательные, тоже с ними играла)
ОтветитьУдалить