Этот тест является необходимым инструментарием психолога, занимающегося консультированием семей, подростков и людей, оказавшихся в трудной жизненой ситуации. Он показательный во всех отношениях: направленность личности, актуальные внутриличностные конфликты, способы реагирования в конфликте.
Рисованный апперцептивный тест (РАТ) Г. Мюррея.
Методика для изучения конфликтных установок, Б.И. Хасан (на базе теста РАТ).
Тематический апперцептивный
тест (ТАТ) — проективная психодиагностическая методика, разработанная 1930-х
в Гарварде Генри Мюрреем и Кристианой Морган. Целью методики
являлось исследование движущих сил личности — внутренних конфликтов, влечений,
интересов и мотивов. Рисованный апперцептивный тест (РАТ) — это компактный
модифицированный вариант Тематического апперцептивного теста Г. Мюррея,
отнимающий немного времени на обследование и приспособленный к условиям работы
практического психолога. К нему разработан совершенно новый стимульный
материал, представляющий собой контурные сюжетные картинки. На них схематично
изображены человеческие фигурки.
Применяется:
- в консультировании семей
- при оказании
социально-психологической помощи пресуицидентам,
- диагностика внутренних
конфликтов и направленности личности,
- в клинике неврозов и
судебно-психиатрической экспертизе.
Методику можно применять как
в индивидуальном, так и в групповом обследовании, как с взрослыми, так и с
подростками с 12 лет.
Ход проведения: клиенту даются картинки и предлагается составить
по ним рассказ.
Инструкция. Внимательно рассмотрите каждый рисунок по очереди и, не
ограничивая свою фантазию, сочините по каждому из них небольшой рассказ,
в котором будут отражены следующие аспекты: Что происходит в данный момент? Кто
эти люди? О чем они думают и что чувствуют? Что привело к этой ситуации и чем
она закончится? Не используйте известные сюжеты, взятые из книг, театральных
постановов или кинофильмов - придумайте что-либо свое. Используйте свое
воображение, умение выдумывать, богатство фантазии. Тестовый (стимульный
материал).
Обработка результатов.
Анализ творческих
рассказов испытуемого (устных или письменных) позволяет выявить его
идентификацию (как правило, неосознаваемое отождествление) с кем-либо из
«героев» сюжета и проекцию (перенос в сюжет) его собственных переживаний.
О степени
отождествления с персонажем сюжета судят по интенсивности, длительности и
частоте внимания, уделяемого описанию именно этого участника сюжета.
К признакам, опираясь
на которые можно было бы сделать вывод о том, что с данным героем испытуемый
отождествляет себя в большей степени относятся следующие:
- одному из участников ситуации приписываются мысли,
чувства, поступки, не вытекающие непосредственно из данного, представленного на
картинке, сюжета;
- одному из участников ситуации уделяется в процессе
описания значительно больше внимания, чем другому;
- на фоне примерно одинакового объема внимания, уделяемого
участникам в предлагаемой ситуации, одному из них присваивается имя, а другому
– нет;
- на фоне примерно одинакового объема внимания, уделяемого
участникам в предлагаемой ситуации, один из них описывается с использованием
более эмоционально заряженных слов, чем другой;
- на фоне примерно одинакового объема внимания, уделяемого
участникам в предлагаемой ситуации, у одного из них есть прямая речь, а у
другого – нет;
- на фоне примерно одинакового объема внимания, уделяемого
участникам в предлагаемой ситуации, одного описывают в первую очередь, а затем
остальных;
- если рассказ составляется в устной форме, то к герою, с
которым в большей степени себя отождествляет испытуемый, проявляется более
эмоциональное отношение, проявляемое в интонациях голоса, в мимике и жестах;
- если рассказ
представляется в письменной форме – особенности почерка так же могут выдать те
факты, с которыми происходит большее отождествление – наличие зачеркиваний,
помарок, ухудшения почерка, усиление наклона строк вверх или вниз по сравнению
с обычным почерком, любые другие явные отклонения от обычного почерка, когда
испытуемый пишет в спокойном состоянии.
Далеко не всегда удается с легкостью обнаружить более
значимый персонаж в описании картинки. Достаточно часто экспериментатор
оказывается в ситуации, когда объем написанного текста не позволяет достаточно
уверенно судить – кто герой, а кто – нет. Бывают и другие сложности. Ниже
описываются некоторые из них.
- Отождествление смещается с одного персонажа на другой, то
есть по всем параметрам оба персонажа рассматриваются примерно в одинаковом
объеме, причем, сначала описывается полностью один человек, а потом – полностью
другой (Б.И. Хасан видит в этом отражение неустойчивости представлений
испытуемого о себе).
- Испытуемый идентифицирует себя одновременно с двумя
персонажами, например с «положительным» и «отрицательным» - в этом случае в
описании наблюдается постоянное «перескакивание» с одного персонажа на другой
(диалог, или просто описание) причем подчеркиваются именно противоположные друг
другу качества у участников сюжета (это может свидетельствовать о внутренней
противоречивости автора, о склонности к внутренним конфликтам).
- Объектом идентификации может стать персонаж
противоположного пола или бесполый персонаж (человек, существо и т.п.), что
можно в некоторых случаях, при наличии дополнительных подтверждений в тексте,
расценивать как различные проблемы в межполовой сфере личности (наличие
страхов, проблемы с самоидентификацией,
болезненная зависимость от субъекта противоположного пола и т.п.).
- Автор может в
рассказе подчеркивать отсутствие своей идентификации с кем-либо из участников
сюжета, занимая позицию стороннего наблюдателя, используя высказывания типа:
«Вот я наблюдаю следующую картину на улице …». Б.И.Хасан предлагает
рассматривать в этом случае героев, как антиподов самого испытуемого. В то же
время можно предположить, что это не единственно возможная интерпретация. Так,
например, позицию стороннего наблюдателя может занять человек, у которого
система защитных механизмов его Эго не позволяет ему осознать в себе наличие
качеств, которые он приписывает другим, или это может быть результат страха
перед подобными ситуациями и срабатывает механизм диссоциации. Та или иная
картинка может ассоциироваться у испытуемого с его собственной жизненной
ситуацией, вызывающей фрустрацию. В этом случае герои рассказа реализуют
нереализованные в реальной жизни потребности самого рассказчика. Бывает и
наоборот – в рассказе описываются препятствия, мешающие реализации
потребностей.
Интенсивность, частота и длительность внимания, уделяемые
описанию отдельных деталей ситуации, длительность фиксации внимания испытуемого
на определенных повторяющихся в разных рассказах ценностях, могут дать общее
понимание проблемных психологических зон (неудовлетворенных потребностей,
стрессогенных факторов и т.п.) обследуемого человека. Анализ полученных данных
проводится в основном на качественном уровне, а также путем простых
количественных сопоставлений, позволяющих оценить, помимо всего прочего, баланс
между эмоциональной и интеллектуальной сферами личности, наличие внешнего и
внутреннего конфликтов, сферу нарушенных отношений, позицию личности
испытуемого - пассивную или активную, агрессивную или страдательную (при этом
1:1, то есть 50% на 50% считается условной нормой, а значительный перевес в ту
или иную сторону выражается в соотношениях 2:1 или 1:2 и более).
Ключ.
Характеристика каждого отдельного рассказа (всего должно
быть 8 штук):
1. Персонажи рассказа (формальное описание – что известно из
рассказа о каждом из участников сюжета – пол, возраст и т.д.);
2. Чувства, переживания, физическое состояние, передаваемые
в рассказе (в целом); ведущие мотивы, сфера отношений, ценности (в целом);
3. Конфликты и их сфера (если они присутствуют), препятствия
и барьеры на пути у участников данного сюжета к достижению ими целей;
4. Способы разрешения конфликтов;
5. Вектор психологической направленности поведения
участников сюжета;
6. Анализ причин, не позволяющих четко определить «героя»
сюжета, с которым в большей степени происходит идентификация (если таковые
имеются);
7. Наличие в сюжете героя, с которым испытуемый в большей
степени идентифицирует себя и описание признаков, по которым именно этот
персонаж признается исследователем в качестве «героя» (если в сюжете достаточно
очевиден определенный «герой»);
8. Указывается половая и возрастная принадлежность героя
(если в сюжете достаточно очевиден определенный «герой»);
9. Определение характеристик героя, его стремлений, чувств,
желанней, черт характера (если в сюжете достаточно очевиден определенный
«герой»);
10. Оценка силы потребности героя в зависимости от её
интенсивности, длительности, частоты появления и развития сюжета в целом (если
в сюжете достаточно очевиден определенный «герой»);
11. Описание индивидуальных особенностей героя в
соответствии со шкалами: импульсивность – самоконтроль, инфантильность –
личностная зрелость (с описанием критериев этой оценки) (если в сюжете
достаточно очевиден определенный «герой»);
12. Соотнесение характеристик «героя» (мотивы поведения,
личностные характеристики и т.п.) с теми характеристиками (потребностями,
мотивами, ценностями, чертами характера и т.п.), которые испытуемый в целом
отразил в процессе описания данного сюжета (если в сюжете достаточно очевиден
определенный «герой»);
13. Самооценка испытуемого, соотношение его Я-реального и
Я-идеального, если судить о них по данному рассказу; особенности стиля
изложения текста, почерка;
14. Особенности стиля изложения текста, почерка;
15. Что в данном тексте особенно привлекло внимание
исследователя;
16. Предположения об особенностях личности и жизненной
ситуации испытуемого с конкретными ссылками на детали рассказа, подтверждающие
эти предположения – обобщение выводов по данному рассказу.
Далее что касается применения Рисованного апперцептивного
теста (РАТ) в Методике для изучения конфликтных установок, автор Борис
Иосифович Хасан (выделено курсивом): Пункт 11 – «оценка силы потребности героя
в зависимости от её интенсивности, длительности, частоты появления и развития
сюжета в целом» или, если существуют трудности с определением «героя», то эту
фразу следует понимать как «оценка присутствующей в целом в описании
сюжета силы потребности в зависимости от
её интенсивности, длительности, частоты появления и развития сюжета в целом» заслуживает
отдельного описания. С целью определения доминирующих и, возможно, подавленных
потребностей испытуемого предлагается ввести ранжирование силы той или иной
потребности в каждом из описаний, то есть в каждом из предлагаемых 8-ми
рассказов. Таким образом субъективную оценку степени выраженности получают все
потребности из списка потребностей Г.Меррея (список приведен выше). Б.И.Хасан
предлагает определять интенсивность потребностей только у «героя», но
представляется более логичным просто отмечать в баллах силу той или иной
потребности, отраженной в описании сюжета, независимо от того кому из
персонажей уделено больше внимания, на основании предположения, что весь
рассказ в целом есть проекция определенных характеристик личности испытуемого,
его образа мира. Для оценки можно выбрать, например, пятибалльную систему.
В этом случае сила такой потребности (по Мерею) как агрессия
может быть выражена следующим образом:
- полное отсутствие агрессии – 0 баллов
- склонность кого-то из участников сюжета к
раздражительности – 1 балл
- активная вербальная агрессия со стороны одного из
участников или косвенная невербальная агрессия (сломал какую-то вещь и т.п.) –
2 балла
- ссора с выраженными угрозами со стороны обоих участников
сюжета – 3 балла
- настоящая драка с применением физической силы – 4
балла
- убийство, нанесение увечий, война и проч. – 5 баллов
В списке потребностей Г. Меррея, приведенном в данной
разработке всего 22 пункта. Следовательно, в задачу диагностирующего входит
составить таблицу, в которой был бы присвоено определенное количество баллов в
соответствии с интенсивностью каждой из 22 потребностей в каждом из описаний
(не менее 8-ми сюжетов).
Интенсивность выраженности
потребностей
|
||||||||||
№
|
потребность
|
1 рис.
|
2 рис.
|
3 рис.
|
4 рис.
|
5 рис.
|
6 рис.
|
7 рис.
|
8 рис.
|
сумма
|
1
|
В самоуничижении
|
|||||||||
2
|
В достижении
|
|||||||||
3
|
В аффилиации
|
|||||||||
4
|
В агрессии
|
|||||||||
5
|
В автономии
|
|||||||||
6
|
В противодействии
|
|||||||||
7
|
В защите
|
|||||||||
8
|
В уважении
|
|||||||||
9
|
В доминировании
|
|||||||||
10
|
В эксгибиции
|
|||||||||
11
|
В избегании ущерба
|
|||||||||
12
|
В избегании позора
|
|||||||||
13
|
В опеке
|
|||||||||
14
|
В порядке
|
|||||||||
15
|
В игре
|
|||||||||
16
|
В отвержении
|
|||||||||
17
|
В чувственных впечатлениях
|
|||||||||
18
|
В близости (либидо)
|
|||||||||
19
|
В поддержке
|
|||||||||
20
|
В понимании
|
|||||||||
21
|
В нарциссизме
|
|||||||||
22
|
В социальности (социофилии)
|
После подсчета суммы баллов по каждой из потребностей
исследователь выдвигает предположение о наличии у испытуемого некоторых
доминирующих потребностей и, возможно, некоторых подавленных, или же не
подавленных, а не актуализированных.
Это делается на основании сравнения данных и выбора нескольких
потребностей, получивших максимальное количество суммарных баллов и
потребностей с минимальным количеством баллов. Если несколько потребностей (по
Г. Мюррею) получили одинаковое, большое количество баллов, то вероятность, что
потребность, которая имеет много баллов за счет её отражения почти в каждом
описании со средней силой, очень актуальна больше, чем потребность, получившая
высокое количество баллов за счет того, что сильно выражена в 2-х – 3-х
описаниях, а в остальных – нет. Безусловно, необходимо учитывать и особенности
содержания рассказов, в которых сила той или иной потребности высока.
Предлагается также отдельно рассмотреть описываемое
поведение персонажей в каждом из рассказов с точки зрения различных типов
агрессивности (в теоретической части
указано 11 типов поведения - см ниже) и также обобщить результаты.
Интенсивность проявления агрессивности.
|
||||||||||
№
|
потребность
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
сумма
|
1
|
антиагрессивность
|
|||||||||
2
|
интринсивная агрессия
|
|||||||||
3
|
агрессивность недифференцированная
|
|||||||||
4
|
агрессивность локальная, импульсивная
|
|||||||||
5
|
условная, инструментальная агрессия
|
|||||||||
6
|
агрессивность враждебная
|
|||||||||
7
|
инструментальная агрессия
|
|||||||||
8
|
жестокая агрессия
|
|||||||||
9
|
психопатическая агрессия
|
|||||||||
10
|
агрессия по мотиву групповой солидарности
|
|||||||||
11
|
межполовая (либидо) агрессия различной степени
|
Интерпретация,
анализ, заключение.
Проводится суммирование сведений в соответствии со
следующими пунктами:
1) склонность испытуемого к переуточнению (признак
неуверенности, тревоги);
2) пессимистические высказывания (склонность к депрессии);
3) незаконченность описания сюжета и отсутствие перспективы
его развития (неуверенность в будущем, неумение его планировать);
4) преобладание эмоциональных ответов (повышенная
эмотивность);
5) преобладание суждений, рационализация (пониженная
эмотивность);
6) степень противоречивости в оценке героев и ситуации;
7) степень многословности в описании того или иного сюжета:
иногда отсутствие желания описывать определенный сюжет, малое внимание к нему
по сравнению с другими может свидетельствовать о сознательном или
бессознательном напряжении в отношении конфликтной ситуации заложенной в
картину, испытуемый уклоняется от приходящих в голову ассоциаций, «уходит» от
ситуации;
8) степень эмоциональной отстраненности от описываемого
сюжета;
9) степень разноплановости восприятия картинок (различия по
стилю описания - деловой, бытовой, напыщенный, детский и т.п.; различия по
форме описания – констатация факта, сказка, повесть, стихотворение и т.п.;
различия по отнесенности сюжетов к какому-либо историческому периоду и
культурным традициям, и т.п.)
10) стереотипность описания сюжетов;
11) защитные тенденции могут проявляться в виде несколько
однообразных сюжетов, в которых отсутствует конфликт: речь может идти о танцах,
гимнастических упражнениях, занятиях йогой
12) присутствующие в рассказах в большом количестве «особые»
темы (если предлагается всего 8 сюжетов, как, например, в рисуночном
апперцептивном тесте Л.Н. Собчик, то достаточно описаний двух картин, а иногда,
и одной с присутствием «особой» темы) – смерть, тяжелая болезнь, суицидальные,
мазохистские, садистские намерения и т.п. не должны оставаться без внимания
исследователя.
13) почерк, стиль письма, манера изложения, культура языка,
словарный запас.
14) насколько последовательно и логично излагается описание
сюжета - будь то письменная форма или устный рассказ.
После того, как все пункты анализа каждого рассказа в
отдельности будут выполнены, а также будут сделаны отдельные обобщения, пишется
общее заключение (общий вывод) о результатах, полученных в процессе
тестирования – небольшая предположительная характеристика личности, сферы её
проблем, и возможно её наиболее сильные стороны.
Здравствуйте, Марина. С большим удовольствием знакомлюсь с тестами сами (когда-то получала второе образование по психологии), переадресую своему школьному психологу. Увы, давно бы заменила на более инициативного и творческого человека, но психологи у нас - большая редкость, а хорошие ...
ОтветитьУдалитьСпасибо, Анна Борисовна, за отзыв. Сейчас работаю над страничкой "Психологические тесты" для блога - восстанавливаю свою базу после декрета))) Так, что, думаю, подборка будет достойной) Постараюсь) только то, что применяю, то, что работает)))
УдалитьМожно Вас попросить уточнить адрес Вашей страницы с тестами? Буду очень признательна за ссылку.
УдалитьМарина, спасибо, очень интересно.
ОтветитьУдалитьЕсли ко всем картинкам одна история, что это означает?
ОтветитьУдалитьпомогите проинтерпритировать,пожалуйста,
ОтветитьУдалитьОтветы испытуемого:
1 рисунок- "Ощущение,что это два друга (мне они не знакомы),которые стоят общаются где-то в помещени, в классе,пред началом пары/урока,это их ограничивает во времени.Один другому расказыват шутку, они стоят смеются и другой аж упал со смеху, типо-ахахах,как смешно аж до слез! Когда пара начнется, они сядут на свои места,но будут поглядывать друг на друга,вспоминая,как один уж упал от смеха."
2 рисунок- " На дискотеке танцуют две девченки-подружки, а третий человек, сзади, какой-то стеснительный парень. Он не танцует и ему вообще н6е хочется тут находиться,думает,как бы поскоре уйти.А девочки веселые,танцуют под музыку,прикалываются,даже какие-то смешные движения показывают. Они ни о чем не думают, раслаблены,им хорошо в даный момент,здесь и сейчас.Через некоторое время они устанут и поедут домой.
Эти девченки мне не знакомы."
3 рисунок-" В парке на лавочке сидит женщина и попрашиничает,как цыганка и идет парень, прохожий и смотрит на нее с таким презрением, как будто " ну елки-палки,что ты тут делаешь?" и он просто прошел мимо,а женщина так же осталась сидеть . Женщина думает о том,что когда придет домой,будет говорить,как она устала,она же якобы "работает" этим попрашайничеством.Эти люди друг-другу незнакомцы"
4 рисунок- " это как будто дети вокруг елки водят хоровод и поют " В лесу родилась елочка в лесу она росла" Они ждут подарков от Деда Мороза, Дед Мороз подарит всем подарки и они пойдут домой"
5 рисунок - " ой, это я! (смех) Так, ощущение,что это женщина, у которой кто-то умер и она сидит горюет, она обессилена , даже не может уже плакать и думает . "как же мне дальше жить, без тебя ?" До этого у женщины был разговор с тем человеком,который умер, и всспоминает, как она не хотела чтоб тот туда шел, как она ему говорила, чтоб он не ходил туда. Она будет долго страдать,но через время все образуется."
6 рисунок " Человек который стоит -это человек из скорой помощи , а мужнина который лежит-потерял сознание, упал в обморок. Его сейчас будут грузить на кушетку в скорую помощь и везти в больницу. Мужчина который лежит понятное дело ничего не чувсвует (смех). а который стоит знает , что мужчину спасут, даже дает ему время полежать без сознания, и особой проблемы не видит."
7- рисунок " это танцы по парам ,первые два человека-первая пара, а сзади половинка второй пары ( смех) Они танцуют зажигательные танец. Человек что по ниже-девушка ( слева) Мужчина -человек с выше поднятой рукой и он танцует не очень хорошо, есть явно выраженые косяки. Эти люди- партнеры по танцу, которые уже долго вместе танцуют . они не встречаются. Девушка раздражена, что у не такой партнер, а парень в нее влюблен и понимает, что девушка по отношению к нему чувсвует раздражение и ему из-за этого неловко, от чего все болше сбивается и раздражает свою напарницу .Эта ситуация очень нелепа! А у другой пары свои танцы."
8 рисунок- " У мужчины, который шел по улице ,резко заболела голова ,так сильно, что он аж выбросил пакеты из рук ,остановился и схватился за голову. Чувсвует что голова болит очень сильно, но времени идти к врачу нет. Но головная боль его скоро отпустит и он пойдет дальше.