3 июн. 2016 г.

В копилку психолога. Рисованный апперцептивный тест (РАТ) Г. Мюррея.

Этот тест является необходимым инструментарием психолога, занимающегося консультированием семей, подростков и людей, оказавшихся в трудной жизненой ситуации. Он показательный во всех отношениях: направленность личности, актуальные внутриличностные конфликты, способы реагирования в конфликте.
Рисованный апперцептивный тест (РАТ) Г. Мюррея. Методика для изучения конфликтных установок, Б.И. Хасан (на базе теста РАТ).
Тематический апперцептивный тест (ТАТ) — проективная психодиагностическая методика, разработанная 1930-х в Гарварде Генри Мюрреем и Кристианой Морган. Целью методики являлось исследование движущих сил личности — внутренних конфликтов, влечений, интересов и мотивов. Рисованный апперцептивный тест (РАТ) — это компактный модифицированный вариант Тематического апперцептивного теста Г. Мюррея, отнимающий немного времени на обследование и приспособленный к условиям работы практического психолога. К нему разработан совершенно новый стимульный материал, представляющий собой контурные сюжетные картинки. На них схематично изображены человеческие фигурки.
Применяется:
-  в консультировании семей
- при оказании социально-психологической помощи пресуицидентам,
- диагностика внутренних конфликтов и направленности личности,
- в клинике неврозов и судебно-психиатрической экспертизе.
Методику можно применять как в индивидуальном, так и в групповом обследовании, как с взрослыми, так и с подростками с 12 лет.

Ход проведения: клиенту даются картинки и предлагается составить по ним рассказ.
Инструкция. Внимательно рассмотрите каждый рисунок по очереди и, не ограничивая свою  фантазию, сочините по каждому из них небольшой рассказ, в котором будут отражены следующие аспекты: Что происходит в данный момент? Кто эти люди? О чем они думают и что чувствуют? Что привело к этой ситуации и чем она закончится? Не используйте известные сюжеты, взятые из книг, театральных постановов или кинофильмов - придумайте что-либо свое. Используйте свое воображение, умение выдумывать, богатство фантазии. Тестовый (стимульный материал).

Обработка результатов.

 Анализ творческих рассказов испытуемого (устных или письменных) позволяет выявить его идентификацию (как правило, неосознаваемое отождествление) с кем-либо из «героев» сюжета и проекцию (перенос в сюжет) его собственных переживаний.
О степени отождествления с персонажем сюжета судят по интенсивности, длительности и частоте внимания, уделяемого описанию именно этого участника сюжета.
К признакам, опираясь на которые можно было бы сделать вывод о том, что с данным героем испытуемый отождествляет себя в большей степени относятся следующие:
- одному из участников ситуации приписываются мысли, чувства, поступки, не вытекающие непосредственно из данного, представленного на картинке, сюжета;
- одному из участников ситуации уделяется в процессе описания значительно больше внимания, чем другому;
- на фоне примерно одинакового объема внимания, уделяемого участникам в предлагаемой ситуации, одному из них присваивается имя, а другому – нет;
- на фоне примерно одинакового объема внимания, уделяемого участникам в предлагаемой ситуации, один из них описывается с использованием более эмоционально заряженных слов, чем другой;
- на фоне примерно одинакового объема внимания, уделяемого участникам в предлагаемой ситуации, у одного из них есть прямая речь, а у другого – нет;
- на фоне примерно одинакового объема внимания, уделяемого участникам в предлагаемой ситуации, одного описывают в первую очередь, а затем остальных;
- если рассказ составляется в устной форме, то к герою, с которым в большей степени себя отождествляет испытуемый, проявляется более эмоциональное отношение, проявляемое в интонациях голоса, в мимике и жестах;
-  если рассказ представляется в письменной форме – особенности почерка так же могут выдать те факты, с которыми происходит большее отождествление – наличие зачеркиваний, помарок, ухудшения почерка, усиление наклона строк вверх или вниз по сравнению с обычным почерком, любые другие явные отклонения от обычного почерка, когда испытуемый пишет в спокойном состоянии.
Далеко не всегда удается с легкостью обнаружить более значимый персонаж в описании картинки. Достаточно часто экспериментатор оказывается в ситуации, когда объем написанного текста не позволяет достаточно уверенно судить – кто герой, а кто – нет. Бывают и другие сложности. Ниже описываются некоторые из них.
- Отождествление смещается с одного персонажа на другой, то есть по всем параметрам оба персонажа рассматриваются примерно в одинаковом объеме, причем, сначала описывается полностью один человек, а потом – полностью другой (Б.И. Хасан видит в этом отражение неустойчивости представлений испытуемого о себе).
- Испытуемый идентифицирует себя одновременно с двумя персонажами, например с «положительным» и «отрицательным» - в этом случае в описании наблюдается постоянное «перескакивание» с одного персонажа на другой (диалог, или просто описание) причем подчеркиваются именно противоположные друг другу качества у участников сюжета (это может свидетельствовать о внутренней противоречивости автора, о склонности к внутренним конфликтам).
- Объектом идентификации может стать персонаж противоположного пола или бесполый персонаж (человек, существо и т.п.), что можно в некоторых случаях, при наличии дополнительных подтверждений в тексте, расценивать как различные проблемы в межполовой сфере личности (наличие страхов, проблемы с самоидентификацией,  болезненная зависимость от субъекта противоположного пола и т.п.).
-  Автор может в рассказе подчеркивать отсутствие своей идентификации с кем-либо из участников сюжета, занимая позицию стороннего наблюдателя, используя высказывания типа: «Вот я наблюдаю следующую картину на улице …». Б.И.Хасан предлагает рассматривать в этом случае героев, как антиподов самого испытуемого. В то же время можно предположить, что это не единственно возможная интерпретация. Так, например, позицию стороннего наблюдателя может занять человек, у которого система защитных механизмов его Эго не позволяет ему осознать в себе наличие качеств, которые он приписывает другим, или это может быть результат страха перед подобными ситуациями и срабатывает механизм диссоциации. Та или иная картинка может ассоциироваться у испытуемого с его собственной жизненной ситуацией, вызывающей фрустрацию. В этом случае герои рассказа реализуют нереализованные в реальной жизни потребности самого рассказчика. Бывает и наоборот – в рассказе описываются препятствия, мешающие реализации потребностей.
Интенсивность, частота и длительность внимания, уделяемые описанию отдельных деталей ситуации, длительность фиксации внимания испытуемого на определенных повторяющихся в разных рассказах ценностях, могут дать общее понимание проблемных психологических зон (неудовлетворенных потребностей, стрессогенных факторов и т.п.) обследуемого человека. Анализ полученных данных проводится в основном на качественном уровне, а также путем простых количественных сопоставлений, позволяющих оценить, помимо всего прочего, баланс между эмоциональной и интеллектуальной сферами личности, наличие внешнего и внутреннего конфликтов, сферу нарушенных отношений, позицию личности испытуемого - пассивную или активную, агрессивную или страдательную (при этом 1:1, то есть 50% на 50% считается условной нормой, а значительный перевес в ту или иную сторону выражается в соотношениях 2:1 или 1:2 и более).
Ключ.
Характеристика каждого отдельного рассказа (всего должно быть 8 штук):
1. Персонажи рассказа (формальное описание – что известно из рассказа о каждом из участников сюжета – пол, возраст и т.д.);
2. Чувства, переживания, физическое состояние, передаваемые в рассказе (в целом); ведущие мотивы, сфера отношений, ценности (в целом);
3. Конфликты и их сфера (если они присутствуют), препятствия и барьеры на пути у участников данного сюжета к достижению ими целей;
4. Способы разрешения конфликтов;
5. Вектор психологической направленности поведения участников сюжета;
6. Анализ причин, не позволяющих четко определить «героя» сюжета, с которым в большей степени происходит идентификация (если таковые имеются);
7. Наличие в сюжете героя, с которым испытуемый в большей степени идентифицирует себя и описание признаков, по которым именно этот персонаж признается исследователем в качестве «героя» (если в сюжете достаточно очевиден определенный «герой»);
8. Указывается половая и возрастная принадлежность героя (если в сюжете достаточно очевиден определенный «герой»);
9. Определение характеристик героя, его стремлений, чувств, желанней, черт характера (если в сюжете достаточно очевиден определенный «герой»);
10. Оценка силы потребности героя в зависимости от её интенсивности, длительности, частоты появления и развития сюжета в целом (если в сюжете достаточно очевиден определенный «герой»);
11. Описание индивидуальных особенностей героя в соответствии со шкалами: импульсивность – самоконтроль, инфантильность – личностная зрелость (с описанием критериев этой оценки) (если в сюжете достаточно очевиден определенный «герой»);
12. Соотнесение характеристик «героя» (мотивы поведения, личностные характеристики и т.п.) с теми характеристиками (потребностями, мотивами, ценностями, чертами характера и т.п.), которые испытуемый в целом отразил в процессе описания данного сюжета (если в сюжете достаточно очевиден определенный «герой»);
13. Самооценка испытуемого, соотношение его Я-реального и Я-идеального, если судить о них по данному рассказу; особенности стиля изложения текста, почерка;
14. Особенности стиля изложения текста, почерка;
15. Что в данном тексте особенно привлекло внимание исследователя;
16. Предположения об особенностях личности и жизненной ситуации испытуемого с конкретными ссылками на детали рассказа, подтверждающие эти предположения – обобщение выводов по данному рассказу.
Далее что касается применения Рисованного апперцептивного теста (РАТ) в Методике для изучения конфликтных установок, автор Борис Иосифович Хасан (выделено курсивом): Пункт 11 – «оценка силы потребности героя в зависимости от её интенсивности, длительности, частоты появления и развития сюжета в целом» или, если существуют трудности с определением «героя», то эту фразу следует понимать как «оценка присутствующей в целом в описании сюжета  силы потребности в зависимости от её интенсивности, длительности, частоты появления и развития сюжета в целом» заслуживает отдельного описания. С целью определения доминирующих и, возможно, подавленных потребностей испытуемого предлагается ввести ранжирование силы той или иной потребности в каждом из описаний, то есть в каждом из предлагаемых 8-ми рассказов. Таким образом субъективную оценку степени выраженности получают все потребности из списка потребностей Г.Меррея (список приведен выше). Б.И.Хасан предлагает определять интенсивность потребностей только у «героя», но представляется более логичным просто отмечать в баллах силу той или иной потребности, отраженной в описании сюжета, независимо от того кому из персонажей уделено больше внимания, на основании предположения, что весь рассказ в целом есть проекция определенных характеристик личности испытуемого, его образа мира. Для оценки можно выбрать, например, пятибалльную систему.
В этом случае сила такой потребности (по Мерею) как агрессия может быть выражена следующим образом:  
- полное отсутствие агрессии – 0 баллов 
- склонность кого-то из участников сюжета к раздражительности – 1 балл  
- активная вербальная агрессия со стороны одного из участников или косвенная невербальная агрессия (сломал какую-то вещь и т.п.) – 2 балла  
- ссора с выраженными угрозами со стороны обоих участников сюжета – 3 балла  
- настоящая драка с применением физической силы – 4 балла 
- убийство, нанесение увечий, война и проч. – 5 баллов
В списке потребностей Г. Меррея, приведенном в данной разработке всего 22 пункта. Следовательно, в задачу диагностирующего входит составить таблицу, в которой был бы присвоено определенное количество баллов в соответствии с интенсивностью каждой из 22 потребностей в каждом из описаний (не менее 8-ми сюжетов).
Интенсивность выраженности потребностей
потребность
1 рис.
2 рис.
3 рис.
4 рис.
5 рис.
6 рис.
7 рис.
8 рис.
сумма
1
В самоуничижении









2
В достижении









3
В аффилиации









4
В агрессии









5
В автономии









6
В противодействии









7
В защите









8
В уважении









9
В доминировании









10
В эксгибиции









11
В избегании ущерба









12
В избегании позора









13
В опеке









14
В порядке









15
В игре









16
В отвержении









17
В чувственных впечатлениях









18
В близости (либидо)









19
В поддержке









20
В понимании









21
В нарциссизме









22
В социальности (социофилии)









После подсчета суммы баллов по каждой из потребностей исследователь выдвигает предположение о наличии у испытуемого некоторых доминирующих потребностей и, возможно, некоторых подавленных, или же не подавленных, а не актуализированных.
Это делается на основании сравнения данных и выбора нескольких потребностей, получивших максимальное количество суммарных баллов и потребностей с минимальным количеством баллов. Если несколько потребностей (по Г. Мюррею) получили одинаковое, большое количество баллов, то вероятность, что потребность, которая имеет много баллов за счет её отражения почти в каждом описании со средней силой, очень актуальна больше, чем потребность, получившая высокое количество баллов за счет того, что сильно выражена в 2-х – 3-х описаниях, а в остальных – нет. Безусловно, необходимо учитывать и особенности содержания рассказов, в которых сила той или иной потребности высока.
Предлагается также отдельно рассмотреть описываемое поведение персонажей в каждом из рассказов с точки зрения различных типов агрессивности (в теоретической части  указано 11 типов поведения - см ниже) и также обобщить результаты.
Интенсивность проявления агрессивности.
потребность
1
2
3
4
5
6
7
8
сумма
1
антиагрессивность









2
интринсивная агрессия









3
агрессивность недифференцированная









4
агрессивность локальная, импульсивная









5
условная, инструментальная агрессия









6
агрессивность враждебная









7
инструментальная агрессия









8
жестокая агрессия









9
психопатическая агрессия









10
агрессия по мотиву групповой солидарности









11
межполовая (либидо) агрессия различной степени










Интерпретация, анализ, заключение.
Проводится суммирование сведений в соответствии со следующими пунктами:
1) склонность испытуемого к переуточнению (признак неуверенности, тревоги);
2) пессимистические высказывания (склонность к депрессии);
3) незаконченность описания сюжета и отсутствие перспективы его развития (неуверенность в будущем, неумение его планировать);
4) преобладание эмоциональных ответов (повышенная эмотивность);
5) преобладание суждений, рационализация (пониженная эмотивность);
6) степень противоречивости в оценке героев и ситуации;
7) степень многословности в описании того или иного сюжета: иногда отсутствие желания описывать определенный сюжет, малое внимание к нему по сравнению с другими может свидетельствовать о сознательном или бессознательном напряжении в отношении конфликтной ситуации заложенной в картину, испытуемый уклоняется от приходящих в голову ассоциаций, «уходит» от ситуации;
8) степень эмоциональной отстраненности от описываемого сюжета;
9) степень разноплановости восприятия картинок (различия по стилю описания - деловой, бытовой, напыщенный, детский и т.п.; различия по форме описания – констатация факта, сказка, повесть, стихотворение и т.п.; различия по отнесенности сюжетов к какому-либо историческому периоду и культурным традициям, и т.п.)
10) стереотипность описания сюжетов;
11) защитные тенденции могут проявляться в виде несколько однообразных сюжетов, в которых отсутствует конфликт: речь может идти о танцах, гимнастических упражнениях, занятиях йогой
12) присутствующие в рассказах в большом количестве «особые» темы (если предлагается всего 8 сюжетов, как, например, в рисуночном апперцептивном тесте Л.Н. Собчик, то достаточно описаний двух картин, а иногда, и одной с присутствием «особой» темы) – смерть, тяжелая болезнь, суицидальные, мазохистские, садистские намерения и т.п. не должны оставаться без внимания исследователя.
13) почерк, стиль письма, манера изложения, культура языка, словарный запас.
14) насколько последовательно и логично излагается описание сюжета - будь то письменная форма или устный рассказ.
После того, как все пункты анализа каждого рассказа в отдельности будут выполнены, а также будут сделаны отдельные обобщения, пишется общее заключение (общий вывод) о результатах, полученных в процессе тестирования – небольшая предположительная характеристика личности, сферы её проблем, и возможно её наиболее сильные стороны.


Стимульный материал







6 комментариев:

  1. Здравствуйте, Марина. С большим удовольствием знакомлюсь с тестами сами (когда-то получала второе образование по психологии), переадресую своему школьному психологу. Увы, давно бы заменила на более инициативного и творческого человека, но психологи у нас - большая редкость, а хорошие ...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Борисовна, за отзыв. Сейчас работаю над страничкой "Психологические тесты" для блога - восстанавливаю свою базу после декрета))) Так, что, думаю, подборка будет достойной) Постараюсь) только то, что применяю, то, что работает)))

      Удалить
    2. Можно Вас попросить уточнить адрес Вашей страницы с тестами? Буду очень признательна за ссылку.

      Удалить
  2. Марина, спасибо, очень интересно.

    ОтветитьУдалить
  3. Если ко всем картинкам одна история, что это означает?

    ОтветитьУдалить
  4. помогите проинтерпритировать,пожалуйста,
    Ответы испытуемого:
    1 рисунок- "Ощущение,что это два друга (мне они не знакомы),которые стоят общаются где-то в помещени, в классе,пред началом пары/урока,это их ограничивает во времени.Один другому расказыват шутку, они стоят смеются и другой аж упал со смеху, типо-ахахах,как смешно аж до слез! Когда пара начнется, они сядут на свои места,но будут поглядывать друг на друга,вспоминая,как один уж упал от смеха."
    2 рисунок- " На дискотеке танцуют две девченки-подружки, а третий человек, сзади, какой-то стеснительный парень. Он не танцует и ему вообще н6е хочется тут находиться,думает,как бы поскоре уйти.А девочки веселые,танцуют под музыку,прикалываются,даже какие-то смешные движения показывают. Они ни о чем не думают, раслаблены,им хорошо в даный момент,здесь и сейчас.Через некоторое время они устанут и поедут домой.
    Эти девченки мне не знакомы."
    3 рисунок-" В парке на лавочке сидит женщина и попрашиничает,как цыганка и идет парень, прохожий и смотрит на нее с таким презрением, как будто " ну елки-палки,что ты тут делаешь?" и он просто прошел мимо,а женщина так же осталась сидеть . Женщина думает о том,что когда придет домой,будет говорить,как она устала,она же якобы "работает" этим попрашайничеством.Эти люди друг-другу незнакомцы"
    4 рисунок- " это как будто дети вокруг елки водят хоровод и поют " В лесу родилась елочка в лесу она росла" Они ждут подарков от Деда Мороза, Дед Мороз подарит всем подарки и они пойдут домой"
    5 рисунок - " ой, это я! (смех) Так, ощущение,что это женщина, у которой кто-то умер и она сидит горюет, она обессилена , даже не может уже плакать и думает . "как же мне дальше жить, без тебя ?" До этого у женщины был разговор с тем человеком,который умер, и всспоминает, как она не хотела чтоб тот туда шел, как она ему говорила, чтоб он не ходил туда. Она будет долго страдать,но через время все образуется."
    6 рисунок " Человек который стоит -это человек из скорой помощи , а мужнина который лежит-потерял сознание, упал в обморок. Его сейчас будут грузить на кушетку в скорую помощь и везти в больницу. Мужчина который лежит понятное дело ничего не чувсвует (смех). а который стоит знает , что мужчину спасут, даже дает ему время полежать без сознания, и особой проблемы не видит."
    7- рисунок " это танцы по парам ,первые два человека-первая пара, а сзади половинка второй пары ( смех) Они танцуют зажигательные танец. Человек что по ниже-девушка ( слева) Мужчина -человек с выше поднятой рукой и он танцует не очень хорошо, есть явно выраженые косяки. Эти люди- партнеры по танцу, которые уже долго вместе танцуют . они не встречаются. Девушка раздражена, что у не такой партнер, а парень в нее влюблен и понимает, что девушка по отношению к нему чувсвует раздражение и ему из-за этого неловко, от чего все болше сбивается и раздражает свою напарницу .Эта ситуация очень нелепа! А у другой пары свои танцы."
    8 рисунок- " У мужчины, который шел по улице ,резко заболела голова ,так сильно, что он аж выбросил пакеты из рук ,остановился и схватился за голову. Чувсвует что голова болит очень сильно, но времени идти к врачу нет. Но головная боль его скоро отпустит и он пойдет дальше.

    ОтветитьУдалить