7 мая 2015 г.

Ошибки, которые довольно часто допускают родители из-за своей заботы и любви к детям

В этом посте хочу описать несколько типичных ошибок, которые свойственны многим заботливым и любящим родителям маленьких (и уже не совсем маленьких чудо-чад).Это остаётся актуальным долгое время (иногда всю жизнь), просто трансформируется в несколько иные варианты.



Итак.
Приём пищи ребёнком и родительские ошибки, последствия:
1. Мы пытаемся накормить ребёнка до полного пресыщения: "Съешь ещё чуть-чуть. Ты мало покушал..." и т.п.
В итоге: дитё не знает само, когда оно хочет кушать, сколько позволяет ему кушать его организм (желудок растянут), нет самостоятельного приёма пищи, зачастую дети капризничают за столом, в редких случаях развивается отказ от еды, влекущий дистрофию (имела в опыте такую ситуацию с мальчиком 3 лет).
Как быть? Дать возможность малышу проголодаться (прогулки, разные виды деятельности...), что бы сам попросил есть. Пусть кушает столько, сколько хочет.

Но не то, что хочет (печенье, конфеты, чай, которые не позволяют усваиваться витаминам Д, Е, А и фолиевой кислоте, железу), а то, что нужно, то есть избегайте такого рода перекусов.
2. Кормление перетёртой через блендер пищей.
В итоге: ребёнок привыкает есть только еду в таком виде и твёрдую, мелкими крупинками в супе и манной каше он давится, язык работать не может, речь имеет дефекты.
Как быть? С самого этапа приучения малыша к пище (при введении прикорма), лучше хорошо проваренную мягкую еду перетирать до мелких крупинок, постепенно они будут становиться больше, а к году дитё будет полноценно есть суп.
3. Пытаются накормить во что бы то ни стало: кормят перед компьютером/телевизором - лишь бы сидело дитё, или бегают по всей комнате за ним с тарелкой и ложкой. 
В итоге: лишаете ребёнка самостоятельности, культуры приёма пищи, развиваете в нём эгоизм, неправильную форму поведения (баловство)
Как быть? Это всё лишнее: малыш сам придёт, попросит кушать и поест самостоятельно (уже с двух лет), когда проголодается.
4. Кормим с ложечки (чтобы быстрее, чище), хотя в год дитё само пыталось кушать, а мы, забрав ложку, говорили "Тебе ещё рано самому".
В итоге: ребёнок просто не умеет сам есть.
Как быть? когда малыш в годик просит ложку - дать её ему, когда рассыпает кашу, просто направлять его руку правильно ("Разреши я тебе немного помогу"), без истерик "Снова еда рассыпана!" и "Грязно!", вытираем, убираем и хвалим за самостоятельность "Просто скоро у тебя получиться несколько аккуратней".

Детское поведение и родительские ошибки, последствия:
1. Родители знают, "как должно быть": проливать компот нельзя - будет мокро, по ступенькам ходить самостоятельно нельзя - опасно, тебе нужно одеть кофту - ты замёрз и т.п. Прививать элементарные правила поведения просто необходимо (читайте в статьях "Система ТАБУ"), но вопрос: как это делать?
В итоге: запрещая многие вещи, у ребёнка может возникнуть или протест (будет делать всё с точностью до наоборот) или он станет неуверен, подавлен и ведомый.
Что делать? По возможности и по мере безопасности давать время, находить пространство для реализации самостоятельности, экспериментов и пытливости ума дитя. Плюс, объяснения, объяснения, объяснения...
2. Родители пытаются предупредить все "падения", ошибки и негативное поведение малыша.
В итоге: неуверенность в себе, недоверие к себе и родителям, страхи (быть не тем, быть не как...).
Что делать? Дать возможность ошибиться и приобрести негативный опыт. За этим следует самостоятельный выбор действий и последствий. ДА, ДЕТИ ДО 3 ЛЕТ НЕ СПОСОБНЫ ПРЕДУСМАТРИВАТЬ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ (их мозг так устроен), НО ОНИ СПОСОБНЫ ВСПОМНИТЬ ПРЕДЫДУЩИЙ НЕГАТИВНЫЙ ОПЫТ, СООТНЕСТИ ПРОШЛУЮ И НАСТОЯЩУЮ СИТУАЦИИ И СДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ И ВЫБОР.
3.Пытаются максимально занять ребёнка.
В итоге: малыш не умеет играть сам, он постоянно требует внимания.
Как быть? Не вмешиваться в самостоятельную деятельность (игру, рисование, лепку...) ребёнка, когда та возникает (даже если пора идти кушать или спать). Не торопиться бежать по первому зову дитя к нему: "Три минутки, я убираю", ""Пять минуток, я мою посуду", "Десять минуток, я готовлю кушать"... "Начинай игру, я присоединюсь". Учите играть! Дети до 3,5 лет не могут играть сами, так как не умеют планировать ход игры.

4. Одевают ребёнка: так быстрее, он ещё маленький.
В итоге: перед пятилетним мальчиком стоит дедушка на коленях и одевает ему ботинки.
Как быть? Дать возможность ребёнку делать это самостоятельно, когда он просит: "Я сям".
Эти все наши ошибки - это не вредность, глупость или безразличие к ребёнку. Это эффект чрезвычайной заботы и любви, наш материнский инстинкт: защитить, накормить, дать всё самое лучшее. Мне часто приходится брать под контроль все эти желания и отпускать дочку в самостоятельность. 
Стоит помнить и о себе, своих потребностях, тогда найдётся равновесие, гармония и положительный результат наших усилий.  
Успехов в воспитании и развитии своих чад всем счастливым родителям счастливых детей!

4 комментария:

  1. Жаль, что не все родители, особенно молодые, прислушиваются к замечаниям. А так важно правильно реагировать на советы, дети должны быть счастливы в семье, в семье должен быть лад

    ОтветитьУдалить
  2. Как, Марина, я люблю ваши статьи! Я сама к этому всему приходила, где-то интуитивно, где-то благодаря собственному опыту, а где-то из разных книг и журналов. А тут все в одном. Очень нужная и простая информация, но не все родители, иногда, готовы ее принять. Про еду так замечательно написано), у меня сложилось все как нужно со всеми тремя детьми, и это облегчило мне жизнь на 100%, я иногда с ужасом думаю, а что бы было, если бы мне пришлось кормить их до трех лет с ложечки перетертой пищей и гоняться при этом с тарелкой по всей квартире? Проверено: дети сами просят есть и съедают все сами, при этом достаточно аккуратно. Моя забота лишь в одном - положить им в тарелки еду и помыть потом посуду.
    А одеваться Артур стал только в 4 года сам. Я имею в виду полностью. То есть он сегодня прекрасно сам наденет все от трусов-колготок до куртки с ботинками. Но, мне кажется, это нормально. Я не заставляла его самого одеваться, не приучала, но позволяла это делать, когда у него было на то желание. С Элей намучилась, с двух лет приучала усиленно, даже раньше, а в итоге добилась того, что до школы помогала(((.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, подружки (если можно, ведь так близки по духу и мировоззрению!), за понимание и отзывы. Мне кажется, во всём стоит отталкиваться от наших деток: они сами знают как и когда, а мы только можем им помочь и немного направить. всё остальное сделала за на Природа. Спасибо ей)))

    ОтветитьУдалить