В настоящее время много слышим о детях с гиперактивностью. (уже писала статья "Неусидчивый ребёнок" - сама перечитала и собой довольна...) буду повторяться и дополнять, так как возникают вопросы: с какого момента (возраста) это заметно? Что делать родителям? Как строить учебный процесс?
Какие это детки???
1. Подвижные (они не сидят на месте, они постоянно в движении, прыгают, что-то дёргают, у них в руках всегда что-то есть).
2. Они УСПЕВАЮТ ВЕЗДЕ И СРАЗУ!!! Естественно, если им не мешать в этом... об этом дальше.
3. СЧИТАЕТСЯ, что они страдают СДВГ (синдромом дефицита внимания), и об этом тоже ниже...
Если ваш малыш непоседа в ООООчень выраженной форме: вы на приёме у врача, а он тут же за 3 секунды уже два раза залез и слез со стула, стянул что-то со стола у педиатра, то, скорее всего, ТАКИ ДА, это признак гиперактивности.
Всегда ли это плохо???
Скорее нет, чем да.
Почему? при правильном подходе к ребёнку, у вас получится достаточно успешный современный молодой человек (леди), которые будут быстро обрабатывать новую информацию, извлекать из неё ТОЛЬКО ПОЛЕЗНОЕ, отбрасывая лишнее, быстро принимать ПРАВИЛЬНЫЕ решения и ДЕЙСТВОВАТЬ!
В то время, как дети с уравновешенной нервной системой и неуверенностью будут проигрывать.
Почему это так беспокоит родителей и педагогов?
Потому, что нужно и самим быстро переключаться, нужно вдвое-трое больше затратить своих усилий, чтобы не упустить момент становления личности, успешного научения и своевременного развития. Такие детки несколько не вписываются в привычные рамки размеренного ритма более старшего поколения и вызывают дисбаланс (становятся НЕУДОБНЫМИ). Вот и все минусы.
Я ЛЮБЛЮ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТОК за их живость ума (они ооочень разумные, рано научаются отслеживать причинно-следственные связи и делать умозаключения, иногда поражая нас своими сарказмом и остротой ума). У них нет страха... быть не такими, быть высмеянными... Если, конечно, вы к 3 годам его непривьёте сами.
Пример из практики: Андрюша (3 года), очень активный и смышлёный мальчик, в группе ведёт себя отвратительно - бегает, толкается, уже придумал кличку воспитательнице, исходя из её отношения к нему... на занятиях - успешный, активный, несдержанный... в личных беседах - душечка, с ним приятно поговорить, он добрый и отзывчивый... Любимец психологов и "заноза" для конкретных воспитателей. Почему так? Ему нужно было просто уделять больше личного времени (просто беседовать), загружать поручениями и всё. Молодая воспитатель решила сыграть в борьбу характеров. КТО ПОБЕДИЛ? РЕБЁНОК! ДЕТИ ВСЕГДА ВЫИГРЫВАЮТ В ТАКИХ СИТУАЦИЯХ!!!
Второй пример: Богдаш (3 года)... мама тревожная, папа активный, весёлый, ребёнок - гиперактивный... проявлял агрессию в отношении детей, был напряжён. Когда пришли в сад, он плакал, мама брала его на руки и подпрыгивала с ним на месте - успокаивала. Воспитатели: успокоили маму, объяснили, что спокойствие её передастся и ребёнку. Далее отменили все подвижные эмоциональные игры дома перед сном (догонялки, хваталки, щипалки). Далее - занятия УШУ, вера в его уравновешенность... Прошёл год - ребёнок перестал проявлять агрессию, нервничать. Прошёл ещё один год - он самый успешный в группе. Поступил в школу с высокими результатами тестирования.
С какого возраста заметна гиперактивность? Как по мне, то с шести месяцев, когда сидеть просто, кроха не может, а требует ооочень быстрой смены деятельности, ей везде всё надо. Вы её держите на руках на кассе в магазине и не успеваете оглянуться, как в руках у ребёнка уже то конфетка, то стик кофе, стащенный со стеллажа.
Что делать? Играть, разговаривать, гулять, играть игрушками ПРАВИЛЬНО, читать малышу, петь песни и т.д. ТОЛЬКО НЕ ГОВОРИТЬ: "ОН/ОНА У МЕНЯ ТАКОЙ/ТАКАЯ И ЕСТЬ".
Если более конкретно, то старайтесь фиксировать внимание крохи на игрушке (книжке, картинке, предмете природы). САМИ ДЕТИ ЭТОМУ НЕ НАУЧАТСЯ! ЕСТЬ ДЕТИ, КОТОРЫЕ И В ПЯТЬ ЛЕТ НЕ УМЕЮТ ИГРАТЬ ИГРУШКАМИ И СОСРЕДОТАЧИВАТЬ СВОЁ ВНИМАНИЕ НА ПРЕДМЕТЕ, ПОЗНАВАЯ ЕГО (рассматривая, сравнивая, анализируя, складывая и делая выводы - что из чего и к чему). А это важно!!! А ЕСТЬ ДЕТИ С ДИАГНОЗОМ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ, КОТОРЫЕ ЧАСАМИ СОБИРАЮТ КОНСТРУКТОР ЛЕГО!!! Это основа познавательного интереса и умения учиться. При том, делать это нужно постоянно, начиная с 6 месяцев и до школьного возраста, а кому-то и всю младшую школу, пока не выработается ПРИВЫЧКА останавливаться, рассматривать, познавать, принимать решение и только потом действовать. Такой алгоритм сложный, но его возможно достичь:
1. Постоянными занятиями: рассматривая, сравнивая, любуясь природой и картинами, слушая музыку (как класическую, так и для занятий - идеальны в этом плане песенки Е. Железновой), сказки (учите малыша слушать!!! сперва коротенькие прибаутки, стишки, сказки, рассказы, потом более длинные, более глубокие, со смыслом).
2. Осмысленными прогулками на свежем воздухе с наблюдениями.
3. Развитием волевой сферы!!! Учите кроху ПОДОЖДАТЬ... Вытерпеть, а не получить вот так всё и сразу по первому требованию.
4. Режим дня! Учит последовательности.
5. Привитием навыков самообслуживания (они как ничто другое развивают волевую серу, умение планировать, отслеживать причинно-следственные связи, самостоятельность).
Выше говорила, что ТАКИЕ ДЕТКИ УСПЕВАЮТ ВЕЗДЕ, ГЛАВНОЕ ИМ НЕ МЕШАТЬ. имеется в виду, не мешайте своими оценочными суждениями типа: "Ты как всегда, поспешил, и...", "Что ты делаешь?", "Куда ты опять спешишь?". Остановите, если это уместно, тихо, молча, придержав дитё за руку или предплечие со словами "Остановись. Подумай, так ли надо?" и если ребёнок настаивает "Тяк", "Да", "Я сяма", дайте возможность проверить и сделать самостоятельно выводы. Это самостоятельность и уверенность его в своих силах и вашей поддержке.
СДВГ - частый диагноз, за которым любят скрывать свою лень. Да, он есть, если с ребёнком не заниматься и не трудиться ежедневно... и он останется, разовьётся... И в таком случае, ребёнку действительно трудно обучаться тогда и он не виноват, что его не научили ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ, ПРИЛАГАТЬ УСИЛИЯ.
Как строить учебный процесс???
Для педагогов вопрос сложный... когда ребёнок запущен... Просто есть над чем поработать)))
У меня было двое таких деток (3 и 4 года), я первое время на индивидуальных занятиях придерживала их за руку, успокаивая, присев на их уровне глаз, и, глядя в глаза задавала вопросы, показывала конкретную карточку своим пальцем, направляя их внимание на неё же. Далее, постепенно (недели за 2) они начинали уже направлять свой взгляд, задерживать внимание на нужной картинке... и так постепенно, они приучались слушать и понимать, принимать инструкцию, самостоятельно её выполнять (приблизительно, месяцев 7-8 регулярных занятий на это уходит). Если надо было что-то писать (обводить, раскрашивать), брала их руку в свою, становилась сзади, чтобы у ребёнка было ощущение, что он как-бы сам работает, а я только немного помогаю, направляю. И, ОБЯЗАТЕЛЬНО, СИТУАЦИЯ УСПЕХА!!! тогда ребёнку хочется стремиться выполнять ещё и получать одобрение, похвалу. Если что-то не получалось... "Может быть лучше. Пробуем вместе. теперь сам".
На групповых занятиях эти детки скачут, сидят под столом... ПУСТЬ. МОЖНО... Но, при этом, постоянные вопросы к ним, быстрая смена деятельности и загружать, загружать... ПОСИЛЬНЫМИ ЗАДАНИЯМИ!!! БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ТОЛЬКО ВМЕСТЕ! ИЛИ КОГДА РЕБЁНОК "ОТРАБОТАН" (вы уже с ним поработали над его особенностью, он уверен и самостоятелен) И ГОТОВ К НИМ (говорит "Я сам буду делать").
Для родителей... Просто РА-БО-ТАЙ-ТЕ С РЕБЁНКОМ! не допускайте перевозбуждения и всё нормализуется)
Успехов в нелёгком деле развития становления наших милых чудо-чад...
Кстати, Лизок у нас тоже не из спокойных)) Кто с нами знаком, тот знает)))
Спасибо, Марина за интересный материал. Читала и преломляла написанное к своей внученьке, она у нас очень активная
ОтветитьУдалитьХорошо, когда активная)) Пусть растёт здоровенькой, разумненькой)
УдалитьЯ ЖДАЛА ЭТОЙ СТАТЬИ!)))) Да, тут всё про моего - в 6 месяцев не гуляли в коляске, он из неё просто выползал, не сидел вообще, всё время ползал))) и да, всё время всё тырил))))
ОтветитьУдалитьмне как-то невролог сказала, что этот диагноз не ставят до 3х лет - вроде как такое поведение вариант нормы. Вот я и "пахала", чтобы успеть скорректировать характер)))
АБСОЛЮТНО СОГЛАСНА с тем, что это показатель лени у родителей:) Интуитивно я верила в то, что если с сыном работать "по схеме", он гармонизируется - так и есть! Сейчас нам 2 годика, и уже о многом можно договориться (особенно если обсуждать заранее что нас ожидает (доктор, кафе, гости)) С возрастом лично мне стало намного легче!!! А ещё знаю, что вероятность постановки этого диагноза возрастает, если неправильный режим сна)))
Спасибо, Женя. Вы молодец!!! Как прекрасно, что есть любящие своего ребёнка родители, и готовые ПАХАТЬ!!! Обожаю Вас)
Удалить💖💖💖💖💖спасибо большое 😂😂😂😂😂
УдалитьЯ думаю, что с диагнозами лучше не спешить, тем более нет такой волшебной таблетки, которая раз и поможет. На приеме у врача все мои дети ведут себя так, как вы описали, в магазине часто себя ощущаю многодетной обезьянкой из мультика: младший накладывает чупа-чупсы в корзинку, средний пристает с разговорами к чужим людям, а старший, к счастью уже подрос, но спокойно вести себя не может в силу своей психики. Кстати о психике, я хотела добавить, что у гиперактивных детей она очень неустойчивая, они эмоциональные, чувствительные, пугливые.
ОтветитьУдалитьМой первенец был очень сложным малышом, ни секунды покоя, невозможно было ни одеть, ни накормить, все время надо было двигаться, дергать ногами. Лет до 5 было сложновато, но сейчас уже перерос, но иногда срывается, начинает беситься с младшими, он главный заводила, когда его нет дома то относительно спокойно.
Правда с этого же возраста добавилась новая проблема - нервные тики. Потом стала читать, что это может даже быть если не в меру активных детей постоянно сдерживать, одергивать, воспитывать. Нам помогает спорт - зарядка каждое утро, плаванье, хоккей. Он обожает тренировки, целый час без перерыва катается, даже когда тренер говорит и все слушают, но, несмотря на это, выполняет все правильно, и он лучший, хоть на год младше всех.
Согласна с Женей, важен сон, Антон в свои 6,8 лет обязательно спит днем - ему нужна перезагрузка.
Еще ласка, нужны прикосновения, объятья, добрые слова.
Хорошее питание, витамины. Сейчас месяц пропили Mg-B6 и глицин, ведь в школу пошли.
И я с вами абсолютно согласна, мама должна заниматься ребенком, возможно прибегнуть к помощникам - тренер, психолог, учитель, но читать, понимать, разбираться в проблеме, а не водить по врачам и перекладывать ответственность за своего ребенка на их плечи.
Золотая мама! :*)
УдалитьОлеся, всё правильно. Только вот, занятия спортом нужно выбирать аккуратно. Лёгкая атлетика в данном случае и командные виды спорта не рекомендуются - они даются тяжелее, напрягают больше (ребёнку нужно контролировать себя во взаимодействии и проявлять активность одновременно). Более подходящие УШУ, йога. Также хорош тайский массаж, посещение бассейна. Хоть как это не странно бы звучало, но даже медики придерживаются этого мнения.
УдалитьЭтот комментарий был удален автором.
УдалитьКстати, еще хочу добавить, что ни в коем случае не стоит сдерживать неуемную энергию телевизором. Во-первых, получается эффект вулкана, который временно молчит, а, во -вторых, на неустойчивую детскую психику (особенно у проблемных детей) движущиеся картинки могут плохо влиять. Я не говорю, что никогда, иногда бывают случаи, когда приходиться... Но я стараюсь действовать по принципу: чем реже и короче, тем лучше.
УдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалить