22 сент. 2015 г.

Развиваем память. Интересные игры.

Продолжая тему развития памяти, добавлю некоторые интересные игры.
Речь пойдёт о методах эйдетики. С ними познакомилась в нашем прекрасном саду, где прежде работала до декрета, он так и называется Эйдос - от слова Образ (прекрасный сад, мой опыт и подход к деткам, виденье мира во многом - заслуга дирекции... это из серии "А может быть и не так, как... принято вообще, в принципе, стереотипно").
Запоминание строится на образном мышлении. Как показывает практика, у детей именно такое мышление до 6 лет, а потом человек начинает думать символами, знаками, сужая информацию до минимума и это "обрезание", сужение" приводит к потере фантазии, живости ума, стереотипности мышления и т.д. (поэтому, я против научению раннему  - до 3 лет, детей буквам и цифрам, да и как указывают невропатологи, психиатры - это вредно).
Итак, взрослым придётся заново учиться этому мышлению, а детям до 6 лет - легко.
Хотя до 3 лет не стоит их проводить, лучше обогащайте сенсорную, эмоциональную память ребёнка и его опыт, словарный запас.
Как это работает? Каждый предмет (символ, звуковое сочетание, как при изучении иностранных сов), изображённый на картинке или обозначенный словом, которые нужно запомнить, необходимо представить в полноте ощущений: как выглядит (форма, цвет, размер), как пахнет (запах), какой на вкус,  на ощупь, как движется, какие наши чувства вызывает. И только потом работать на запоминание. Каждый предмет "оживляйте", наполняя его движением, волшебством (он может изменять размер, форму и даже материал из которого сделан) - это усилит образ. Это увлекательные игры!!! Они поднимают настроение и вызывают бурю эмоций, а запоминаются - легко. Но при условии, что человек (как ребёнок, так и взрослый), придумывали историю сами. Хоть, дети дошкольники, пока учатся, составляют их со взрослыми, а запоминают хорошо. При том, когда научаются, то выбирают самостоятельную деятельность такого рода, ведь это интересно, это позитивно, это в их природе.
Пробуем.
Игра "Матрёшка"
Суть: нужно представлять каждый предмет картинки (слова), "оживив" его в воображении и последовательно "доставать" из него всё новые и новые предметы (слова), которые мы запоминаем. 
Например: утка, диван, мяч, книга, туча, попугай, тарелка, машина, скамейка, трость.
Итак, получается вот такой мультфильм:
Сидит утка, перебирает перья, и достаёт из-под крыла диван, он тут же вырастает, открывается, а в нём мяч, тот прыгает, лопается и мы видим книгу, мы открываем её, а оттуда поднимается туча, из которой вылетает попугай, у него в клюве тарелка, в тарелке - машина (сперва маленькая, потом вырастает, становится большой, заглядываем внутрь, а там заднее сидение - скамейка и на нём трость. 
Метод Цицерона или "Расставь по местам"
Берём любой набор слов или картинок и, представляя последовательно каждый, располагаем их так же последовательно в 1 из следующих вариантов: 1) по ходу своей квартиры/дома; 2) на открытке/рисунке/книге, что перед вами (в этом случае важно, чтобы была чётко видна последовательность - условная "сетка", например, 3 строки по 3 предмета); 3) на полках комнаты, в которой вы сидите; 4) на пальцах рук; 5) на счётных палочках и т.д. Детям очень нравится, когда мы вот так, представляя, заполняем учебную комнату "животными", а потом их "собираем" обратно.
Вот видео лекция, как этот метод работает: 
Такие игры отличны для закрепления любого учебного материала. Расставлять можно всё!!! От предметов быта, животных и других предметов окружающего мира, до цифр и формул, букв и стихов, привязав их по смыслу к чему-либо.
Учить буквы с помощью эйдетики - одно удовольствие!!! Они запоминаются быстро и на долго (5 минут в конце занятия и буква выучена!!!). Только представьте: "С" - свёрнутая калачиком змейка, что выставила язычок и СЫПИТ "СССССС" - показывем как, "М" - сладкая, медовая, малинная, мороженная, морковная, просто "ММММ" - гладим животик, да ещё и мягкая, как мишка; "У" - это Улитка скользкая, которой так тяжело тянуть на себе домик, то она УСТАЛА, еле ползёт и говорит "у-у-у-у" - показываем два пальчика - улитку в движении. Каждый образ важно подкреплять соответствующими движениями.

Кроме этого, существует более 30 методов эйдетики на запоминание!!! И для запоминания таблицы умножения, и для иностранных слов, стихов, дат...
Ищите Книги И.Ю. Матюгина - основателя "Школы эйдетики" в Москве и черпайте из них знания!!!  Именно с ним нас знакомили в нашем Комплексе Непрерывного Образования "Школе Эйдос" нашего города. Поэтому его книги могу рекомендовать (а много практикумов,  теоретических книг, методичек, авторов которых я не знаю, но и суть несколько самой эйдетики в них теряется)
Вот одна из Книг И.Ю. Матюгина - Как развить внимание и память вашего ребёнка (для практического применения, игр с ребёнком:
.

4 комментария:

  1. Спасибо, Марина. Интересный метод развития и памяти и образного мышления. Отдельное спасибо, за книгу!

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Марина!
    Давненько не была у Вас в гостях...
    Как всегда познавательно и полезно! Спасибо большее за просвещение.
    А дочурка уже так подросла! :)

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Марина, спасибо за статью, за книгу

    ОтветитьУдалить
  4. Пожалуйста, всегда рада, когда чем-то делюсь и людям это нужно, тогда есть желание давать ещё больше))) Да, Жанна Витальевна, Лизонька уже подрастает... время летит)))

    ОтветитьУдалить