11 окт. 2019 г.

Готовность ребенка к школе


Доброго дня, читатели блога. Долгое время не писалось… все времени нет, актуальных вопросов критично не было.
Настал тот момент, когда приходит время чему-то. Детвора растут и вот… к нам пришло время первого класса…

Прекрасное, счастливое, как оказалось, для ребенка время...

Да, Лизе нравится! Да, она с восторгом идет в школу и с радостью возвращается! И вот уже в октябре сама выполняет рекомендации учителей дома (раньше это называлось – домашняя работа, а сейчас «детям домой задания не задают» - кто в курсе, тот понимает, зачем и почему так). Кто не понимает и не в курсе, говорю сразу – так уж устроено… так работает система образования… и если этого не делать сейчас, то к третьему классу поздно учить детей работать дома самостоятельно – ибо они привыкают получать все готовое здесь и сейчас и не напрягаться.
Как так получилось, что ребенку нравится учиться?
Просто мы играли в игры. Много игр на память, внимание, логику (См. подборки игр в блоге).

Много интереса к новому: каждый этап ребенка – это новое для родителя и каждое интересное для ребёнка – это повод для развития и у родителей, и у ребенка.

Много сил и усилий  на воспитание воли родительской и детской: походы по… музеям, театрам, филармониям, занятиям музыкальным и развивающим.





Мифы, в которые хотят верить некоторые родители:
1.       Это гениальный ребёнок.
Сразу говорю – это бред! Все дети рождаются плюс-минус одинаковы, даже  несмотря на… - генетику: если ребенку не давать возможности развиваться задаткам, то никакая генетика не заработает.
А давая с пелёнок гаджеты, родив дите и положив в кровать (когда-то сядет/поползёт/пойдет/заговорит/ станет гением…), ничего не будет… ни-че-го!
- тяжёлые роды и травмы рождения
В настоящее время быстрее найдёшь 30 мамочек с тяжёлыми родами, чем 1 с нормальными, не говоря уже о хороших (статистики официальная:  20 тысяч детей в год в Украине рождаются преждевременно, сколько с асфиксией, статистика выдает 4-7% от новорожденных; при общем числе новорожденных за предыдущий 2018 год – 374 тысячи: https://www.google.com.ua/amp/s/news.liga.net/amp/health/news/v-ukraine-ranshe-sroka-rojdayutsya-okolo-20-tys-detey-v-god

https://www.nestlebaby.com.ua/ru/asfiksiya-novorozhdennyh-simptomy-i-posledstviya
).
 Тем не менее, есть детки, которые «гениальны» рожденные тяжело и с травмами, и есть нормально родившиеся и искалеченные после рождения психозами семьи.
Просто родителям, у которых дите после тяжёлых родов (асфиксия, преждевременное рождение…) или с травмами, надо работать сразу и намного больше со своим ребенком до 5-ти лет!
Как? Через тело: массажи, бассейны, физкультура; через воспитание поведения; через сенсорику: звуковые, тактильные, подвижные игры, всевозможные лото и упражнения речевые.




Да, есть генетика, есть тяжёлые роды, есть патологии, но… Есть труд родителей! С детьми надо заниматься с рождения!!!
2.       Это просто девочка! Она аккуратна, ответственна, спокойна.
Нет! Нет! Нет!
Это просто подорванные родители, которые нашли баланс между свободой ребёнка и воспитанностью. Между детством и привычкой работать.
Как?
Через игру. Игру, с самого раннего детства убирать за собой игрушки; игры на концентрацию внимания; игры на волевые усилия: сделать самостоятельно выбор (еды, одежды, игрушки) из 2-3 вещей.



Через любовь, принятие, понимание на всех этапах становления и четкие, нормальные, логичные правила семьи.
Через систематичность и последовательность своих действий: нормальный, отталкивающийся от потребностей ребенка, режим дня; систематические развивающие игры и упражнения.


Вывод: мы получаем ровно то, что вложили в ребёнка.
Как получилось, что она САМА садится учить уроки?
На первых порах порах, когда ребенок только пошёл в школу, ему нужно помочь:
- помочь организовать пространство для занятий (личное место, где лежат учебники, где есть место для пластилина, красок, кисточек и карандашей; стол, за которым удобно сидеть и стул, на котором комфортно сидеть). Правильно понимайте: помочь, а не сделать все за ребёнка! Расставлять предметы и организовывать порядок на своем месте лучше ребёнку – это его свобода, выбор и реализация. При необходимости (если Вас просят), нужно помочь, направить, подсказать, но не замещать детское «Я» собой.

- помочь организоваться ребенку на выполнение задания: показать в какой тетрадке работать, разъяснить, что делать, и да, если все сложно и ребенок не привык работать, первое время работать с ним его рукой, затем просто показать, разъяснить и быть рядом, потом на физическом уровне отдаляться (отодвигать стул, на котором сидит «взрослый помощник», затем выходить из комнаты, затем дать возможность ребёнку выполнить задание без нашего присутствия).
В нашем случае обошлось 2 неделями показа, разъяснения и одной неделей присутствия.  
Ранее уже описывалось о том, какие компоненты психологической готовности к школе включает готовность ребёнка к обучению в статье "Психологическая готовность ребенка к школе".
Так вот, могу сказать, что в 6 лет, дети готовы играть в школу, а не учиться… с удовольствием и результатом.


1 комментарий:

  1. Ждём рассказа об итогах первого класса. Школа- это совершенно другая система- отличная от мира дошкольников. Как вы вошли по- матерински - вот что интересно:)

    ОтветитьУдалить