Воспитание, в том числе и экономическое - это всего лишь один из аспектов отношения человека к... деньгам, вещам, людям. И для него не может быть РАНО...
Экономическое воспитание не может быть оторванным от воспитания бережного отношения к вещам, от уважительного отношения к людям и их труду, от трепетного отношения к живому миру растений и животных. Вот и вся философия экономического воспитания детей.
А если уж более детально, то...
1. Любая покупка должна
оправдываться, не быть прихотью (в ней должна чувствоваться необходимость... даже игрушка, которую ребёнок сильно хочет, стоит купить, если за "Хочу" стоит смысл: развиваться, увлекаюсь этим..., а не просто потому, что это есть у Кати, Васи... - всё это объясняется ребёнку). И родители этому пример.
оправдываться, не быть прихотью (в ней должна чувствоваться необходимость... даже игрушка, которую ребёнок сильно хочет, стоит купить, если за "Хочу" стоит смысл: развиваться, увлекаюсь этим..., а не просто потому, что это есть у Кати, Васи... - всё это объясняется ребёнку). И родители этому пример.
2. Каждая купленная вещь - это ценность. Куклу нельзя швырять, бросать на пол (у неё есть своё место, ею нужно играть, за ней нужно ухаживать, да и смысл её - подготовить девочку к материнству), а машинку ломать (и тут в пример пойдёт опыт многих родителей, которые говорят:" Открыла для себя дешёвые китайские машинки: одну сломал - купала вторую", а ценность вещей теряется, теряется ценность денег, труда - кто-то же её собирал..., кто-то же за ней ездил или ходил, чтобы купить... а это всё время... а время - деньги, его стоит ценить!).
3. Купленный щенок или лошадь - это не "забавка", на которую хватило денег у родителей, а это ответственность ребёнка перед животным, это опека и забота, которую ребёнок обязан теперь проявлять.
4. Любая деятельность и результат труда заслуживает уважения и должен оплачиваться. Родители в пример! Ребёнок бросил нарочно (а не уронил) на пол хлеб в год - это не смешно уже... это заслуживает особого внимания, реакции родителей. Просто поднимаем с пола хлеб, грустно посмотрев на дитё и сказав: "А тётя пекла - это её труд". Идёт кроха по недавно побеленном бордюру в два года, мы останавливаем и объясняем, что это труд. И так последующие 3 года... Впрочем, к 3 годам, у ребёнка уже понимает ценность труда, и сам готов трудиться (ходить в ДС, посещать развивающие занятия и прикладывать усилия, слушаться...), понимает, сколько что стоит и не устраивает истерик в магазине, если у родителей нет денег.
5. Смело ходите в магазин с ребёнком, обсуждайте необходимые покупки, проговаривайте цель похода и не стесняйтесь говорить о том, что "денег не хватило на то или иное" или "что это в планы не входило, и денег на это не рассчитано в сегодняшнем бюджете расходов", ...
А теперь опишу наш опыт походов в магазин.
Ходим с малышкой в магазины с пелёнок вместе. С 8 месяцев стали предлагать ей на выбор игрушку - 1 ИЗ 2: к какой потянулась, ту и покупали. немного позже, к 2 годам она выскакивала из коляски в игрушесчном отделе и "застревала" там, при выборе. На это уходило от5 минут до 30, но, помня условие - 1, останавливалась на чём-то одном и несла гордо на кассу. Эти 30 минут стоит уделить! Если не рассчитываете временем, то предварительно проговариваете ребёнку, что сегодня едем только за продуктами. И всё. Ваше решение твёрдое. В воспитании родительское слово или обосновывается рациональностью (с 2 с половиной лет это возможно) и мы - взрослые уступаем, или "вариантов нет" (как папа/мама сказали, так и будет). Все покупки проговаривали (у мамы рот не закрывался): "Нам надо купить масло - беру с полки - молоко, картофель..." С того момента, как малышка начала ходить, сколько радости у меня было, когда мы впервые пешком пошли в ближайший продуктовый магазин: шла за ручку, в корзинку всё сама складывала, спрашивала... Потом, на 3-й раз похода в этот магазин, она решила, что уже всё знает и убегала, собирая с полок магазина все понравившиеся ей продукты или просто выбегала из магазина... такой "кошмарик" длился около года. Было несколько сложно, приходилось иногда не обращать внимания, позволяя отойти на достаточно большое расстояние и почувствовать САМОСТЬ (ситуацию "без мамы/папы"), за которой следовал некий страх и возвращение к родителям. Иногда - "отлавливать" в магазине и в который раз рассказывать, как родители беспокоятся за неё, что убегать небезопасно и т.д. Иногда просто усаживали в коляску. ВСЁ ЭТО ПРОШЛО!!! УРА!!! НО В МАГАЗИН РЕБЁНОК ДОЛЖЕН ХОДИТЬ С РОДИТЕЛЯМИ И ВИДЕТЬ, КАК ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ ПОКУПКИ, КАК ВЗРОСЛЫЕ РАССЧИТЫВАЮТ СВОИ ФИНАНСЫ И КАК ОНИ ИМИ РАЦИОНАЛЬНО РАСПОРЯЖАЮТСЯ.
Нынче нашей девочке два года и девять месяцев, она ходит всё так же с нами в магазин, помогает в выборе продуктов (всегда советовалась с ней - "Купим вот эту рыбку или вот это мяско? что нам надо?" - "Молёко, песеньку и яйсо. А кетю купим?" - "Да. Какую ты хочешь - иди выбирай, ты же знаешь, где они находятся".
Как быть с детским "ХОЧУ"?
Детям свойственно "ХОТЕТЬ", и это прекрасно, что они знают, чего хотят!!! Это прекрасно, что они не ограничены, как мы вопросами экономии. И если ребёнок "хочет", то у него всегда должен быть выбор, что СЕГОДНЯ ему купят из того, что он "хочет". Поэтому, с дитём нужно разговаривать, подталкивать его на рассуждения - чего ты хочешь? А нужно ли это тебе прямо сейчас? (я уверена, что деньги всегда на это "хочу" есть, ведь можно не купить пиво, сигареты, очередной лак или ещё какую-то ерунду для взрослых, а дать ребёнку то, что ему надо сейчас, ведь для него - это и самооценка, и качество жизни. Он добивается того, что хочет не криками, ограничениями, а просто живя и радуя родителей. Но у ребёнка должен быть выбор - купить тот же Киндер, который ребёнок хочет или 300 гр конфет за ту же сумму. У нас так было: Киндер сводил ребёнка с ума - она заходила в магазин и бежала к полкам с этим чудо-яйцом, мне приходилось её ловить и говорить, что сегодня мы не покупаем эту конфету, или покупаем, после того, как возьмём всё необходимое; но всё же этот процесс "побегов" повторялся и повторялся (хорошо, что без криков и истерик)... но, после того, как ребёнок сравнил стоимость и качество-количество приобретения - "Хочу Киндер" снизился до 70%. Да, мы его покупаем, но не так часто и не в таких количествах.
Ребёнок говорит: "Хочу вот эту игрушечную собачку", а стоит она как велосипед. "Хорошо, купим собачку, но тогда с велосипедом (роликами, походами в игровой центр...) придётся ещё годик подождать... Что тебе нужно больше?"
Говорить детям: "Пока мы не можем это себе позволить. У родителей нет сейчас денег" - не стыдно, если это правда. Хуже ложь: "Хорошо, купим завтра", а завтра пришло, но не купили разочаровывает ребёнка. "Я его заговорила, отвела в сторону и он забыл" - как говорят некоторые родители - мнение неверное. До какого возраста вы так сможете говорить ребёнку??? Или он просто смирится с вашей ложью?
Другой вопрос насколько ОН ХОЧЕТ ЭТО И ДЛЯ ЧЕГО???
- если просто, чтобы было - нет (не покупаю)
- если потому, что есть у... и если это не имеет смысла - нет, не покупаю - все мы разные, и игрушки у нас разные
- если чтобы утвердить свою власть над родителями - нет. Пример из практики: мальчик 5 лет требует с криками у мамы в 22.00 белый шоколад: "Купи. Мне всё равно, где ты его возьмёшь, мне надо сейчас!!!" - это результат безотказного приобретения ребёнку всего, что он хочет (требует, просит) здесь и сейчас. Как результат, для ребёнка покупка - это способ управления родителями, проверка их "любви"...
С какого возраста давать ребёнку "карманные деньги"?
Давать ребёнку деньги - тоже не стыдно. Раз у него есть потребности, своё "хочу", то у него должны быть и деньги на это...
С какого возраста? Как поймёт их ценность. Открывать и перекладывать деньги в мамином кошельке крохам нравится ещё в год с копейками - как доберутся о него. Но это только игра. Не пугайте ребёнка своим: "Ой, что же ты делаешь, это же деньги!!!!" Пусть играет... просто стоит распечатать бумажные, а не давать настоящие (последние очень грязные, они переходят из рук в руки и могут нести на себе что-то не очень хорошее). Но и в этом случае рвать их, даже если это просто бумажки, не позволяйте. Воспитывайте бережное отношение к ним.
Настоящий, свой собственный кошелёк пусть появится у ребёнка, когда тот попросит... в три, четыре или пять лет. Дитё будет туда складывать свои деньги, планировать их трату, учиться считать (вы не представляете, как быстро дети научаются математическим операциям сложения и вычитания благодаря деньгам!!!) Единственное предупреждение - не переводите всю мотивацию ребёнка к денежному эквиваленту. Пусть появляются деньги у ребёнка в кошельке время от времени просто так, а не за "хорошее поведение" или "помощь маме/паре на кухне/по дому", ведь во втором случае это портит само отношение к труду и родителям. Тогда ребёнок начинает всё делать только за деньги, а ведь ребятня быстро учится рыночным отношениям))) Пусть отношения остаются человечными, добрыми. Помогать родителям нужно потому, что мы их любим и уважаем, а не потому, что они нам платят. Учить уроки нужно в удовольствие, ведь это интересно! Именно так учатся дети. которые приучены (медленно, ненавязчиво, постепенно) трудиться. заниматься с пелёнок (в нашем случае - посещение занятий с 8 месяцев).
Мотивация и деньги.
Если же ребёнок не привык трудиться, а надо... а ему уже 8-9 лет и вы замечаете, как он "сползает и сползает" по оценкам (НО ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО ОН МОЖЕТ УЧИТЬСЯ ЛУЧШЕ И ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ ВЫШЕ), то, в классе 3-4 можно ввести и денежную мотивацию. Это всё же труд для ребёнка (если он не научился получать удовольствие от процесса познания и результата - своих знаний). То такая мотивация оправдана. Плюс, она хорошо стимулирует. Введите не только "зарплату", но и "штрафы". И честно, мягко балансируйте в этом процессе, контролируя его. Результаты хороши: ребёнок мотивирован, он планирует свои покупки, заработок, возможности, направляет свои усилия". НО, ПРЕЖДЕ, ЧЕМ ВВЕСТИ ТАКУЮ МОТИВАЦИЮ, ПОСОВЕТУЙТЕСЬ С ПСИХОЛОГОМ! ВСЕ ДЕТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫ И ВОЗМОЖНО НЕУСПЕВАЕМОСТЬ РЕБЁНКА - ЭТО НЕ ОТСУТСТВИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ, А ВНУТРЕННЕЕ НАПРЯЖЕНИЕ РЕБЁНКА КАК СЛЕДСТВИЕ ЧЕГО-ТО (отношения в классе, неуверенность, семейные проблемы и т.п.).
Жадность к деньгам у ребёнка.
Случается, что родители где-то сильно увлечены заработком денег, всё переводят в денежный эквивалент, много говорят о деньгах, тогда и ребёнок начинает мыслить только категориями денег: "Ты знаешь, сколько стоит эта рубашка?" - говорит 4-х летний мальчик своему другу. Часто у таких детей проявляется жадность в принципе, и к деньгам особенно. Они хотят ими обладать их разговоры только о деньгах, о кладе, сокровищах (как вариант обогащения), они просят денег у родителей и копят их, не планируя тратить... на траты они снова просят у родителей. Если что-то подобное заметили за ребёнком, то проанализируйте своё поведение, свои мысли и речь. Откорректируйте себя, и ребёнок подтянется за вами: интересуйтесь прекрасным в мире, расширяйте кругозор ребёнка в строну познания, и всё будет ОК)))
В заключение хочу сказать, что экономическое воспитание - столь же природно и нужно, как и любой другой аспект данного процесса: моральное, эстетическое, волевое, физическое и т.п.
Вот такая статья - обобщённый опыт мамы, психолога, педагога и просто человека получилась. Буду рада выслушать Ваше, уважаемый читатель, мнение по поводу столь непростого вопроса воспитания наших деток...
Замечательный опыт, спасибо!!! Одно хочу сказать, нет никакой пользы ребенку в той семье, где товарно-денежные отношения поставлены во главу угла. Все должно быть в меру. Ребенка нужно приучать рационально и без каприз принимать участие в тратах семейного бюджета
ОтветитьУдалитьЯ рада, что Вам, Анна Борисовна, понравилась статья. Вот именно эту мысль я и хотела донести, что всё должно быть в меру, гармонично, и без капризов или надрыва, когда "товарно-денежные отношения поставлены во главу угла". Просто живём, радуемся, общаемся, объясняем, разговариваем с ребёнком и всё будет хорошо)))
УдалитьМарина, чудесная статья, очень правильная! Мои мальчики могут подолгу находиться в магазине игрушек и выбирать себе что-то, даже без уверенности, что им купят. Вот стоят, обсуждают, делятся мнением, впечатлением, а мама слушает - что же им все-таки нужно))). И если я чувствую, знаю, что ребенку что-то очень нужно, то стараюсь исполнять их пожелания. Да, дети знают, что не все они могут получить сразу, на некоторые приобретения нужно время. Особенно это касается дорогостоящих покупок, тут я слежу за детским поведением до очередного большого праздника - день рождения или Новый год. И если эта игрушка все на языке у ребенка, он о ней продолжает говорить и мечтать, то стараюсь именно ее подготовить в подарок. Детские мечты должны исполняться!
ОтветитьУдалитьЭллинка уже давно выросла из возраста "хочу", она, конечно, хочет, говорит, но это совсем иначе, чем у малышей, она умеет аргументировать свое желание, мы можем обсуждать и определяться со временем покупки. Никаких капризов и нытья по этому поводу, никаких обид. И карманные деньги она имеет регулярно - сумма не слишком большая - примерно 8 долларов в месяц. Но вся сразу. Таким образом ребенок учится планировать свои расходы, может копить деньги. Конечно, она иногда покупает себе всякую ерунду типа чипсов и конфет, но на это не уходит вся сумма. Знаю, что многие родители дают детям деньги чаще но малыми суммами, а потом жалуются, что все уходит на вредности). Иногда бывает, что деньги вообще перепадают ребенку нерегулярно. В таком случае стоит подумать, а что же ребенок может купить на 1 доллар? Собственно ответ очевиден, и копить на что-то кажется занятием невероятно трудным и невыполнимым. А если и регулярности нет, то и говорить не о чем - как в таком случае вообще можно что-то планировать?
Аня, спасибо ,что поделились своим опытом. Очень интересно было узнать, а как же у вас, когда трое деток - это несколько иначе, чем когда один ребёнок Но у вас всё так слажено получается, мудро, правильно.
Удалить