11 сент. 2016 г.

О том, что мы вкладываем в своих детей

Буквально сегодня стала свидетелем такой ситуации: семья (мама, папа и двое детей (мальчик лет 6 и девочка лет 3) выходят из магазина. Девочка плачет, мама причитает "все..." (и пошли оскорбления, нецензурная брань в чей-то, мне неведомый адрес), папа кружится вокруг мамы, мальчик молчит, только поглядывает на всех, оценивая ситуацию. Какая жизненная коллизия произошла я не знаю, но в мыслях промелькнуло: дети наблюдают отношение к ним и к миру вообще: "всё плохо, все плохие". Так непроизвольно мы вкладываем в наших детей отношение к миру и жизненные позиции. Последних ооочень много.
В этом посте именно о том, что мы вкладываем в детей.
Пишу не столь из книг (хотя, конечно, не могу ими не пользоваться), сколько из своих повседневных наблюдений на улице, в транспорте, на занятиях с детками.




В той ситуации, которую я описала выше, ребёнку закладывается позиция "от людей" или даже "против людей" (по К.Хорни). Так вырастают или агрессивно настоенные люди, или незащищённые... "жертвы" жизненных ситуаций и окружающих людей.
Что понимает девочка, которая плачет?
1. Её слёзы никого не волнуют.
2. Она беззащитна перед окружающими (никто не заступится).
3. В мире, в целом, всё плохо.
4. От неё ничего не зависит.
Какие жизненные позиции (установки) она может выработать?
1. Все плохие и я плохая.
2. Меня все обижают.
3. Всё плохо.
4. Жить тяжело.
Вы встречали таких людей во взрослой жизни??? Похоже?
Второй пример: подъезжает  маршрутное такси. Столпились люди, пытаются все войти кто быстрее и занять место. Пытается войти и девочка (первый клас), но её мама осекает: "Стой, куда пхнёшь, сначала старшие, потом ты". В транспорте уже вижу: девочка сидит - мама стоит. Мама всю дорогу поучает: придём - уроки будешь учить, Заниматься надо. Капризничать нельзя и т.п.
Что девочка возьмёт с собой во взрослую жизнь?
1. Маму надо слушать.
2. Маму нельзя расстраивать.
3. Интересы взрослых (чужих людей) привыше всего. Мамины интересы... ну... она может и постоять...
Как живут такие люди уже во взростлой жизни?
Они всем должны. Их интересы на заднем плане. Их семьи ДОЛЖНЫ кому-то... маме, родственникам, окружающим... а их жизнь малоценна.
Возможные жизненные позиции:
1. Я должна всем, только не себе.
2. Лишь бы плохо не подумали/не сказали. Лишь бы не ссориться.
Жизненный эпизод третий (он кстати, самый распространнённый). На занятие приходит бабушка с мальчиком 4-х лет. Даю карандаш, бабушка: "Да он ещё маленький, он не умеет его держать". Даю сортер  - "Ой, ему это уже не интересно", при этом, мальчик не справляется с заданием, и снова бабушка: "Ты же смотри, смотри, что ты делаешь... быстрей. Почему ты расстерялся???". Мальчишка нервничает, торопится, не получается вообще ничего. Включаюсь, успокаиваю, направляю. Справляется. Но всегда ли будет тот, кто направляет?
Что получается? Мальчик (очень хороший, интересующийся мальчик, но... пока ничего не знает и не может) вне возраста. Он не маленький, не большой... никакой... И так по жизни...
Позиция - Я ничего не могу. У меня не получится.
4. Есть семьи, в которых всё для ребёнка, в которых позволительно всё (вплоть до оскорблений и агрессии физической).
Тогда формируются позиции:
1. Я лучший.
2. Я всегда прав.
Юбычно это деспоты.
5. Есть семьи, где дети маленькие... в год маленькие, в 2 маленькие, в 22 маленькие.. Их кормят долго с ложечки, за них делают уроки и за них ходят на работу)))
Какая позиция у выросшего в такой обстановке человека?
1. Мне все должны, я же маленький.
Просто потребители.
Родительское отношение к жизни 6.
Да, и оказывается, часто слышна такая позиция родителей: "Зачем нагружать ребёнка занятиями? Пусть у него будет детство?". То есть, развитие - это нагрузка. Заниматься гимнастикой, логикой, математикой, учиться держать ложку, карандаш, учить стихи - это трудно. НУ, ПРОСТО НЕРЕАЛЬНО ТЯЖЁЛОЕ БРЕМЯ ДЛЯ КРОХИ...
Какое отношение к жизни тогда?
1. Жить тяжело... (познавать мир незачем, учиться тяжело, на работу ходить тяжело...)
Встречали таких людей, у которых всё плохо, и жизнь - одни мучения??? при этом они НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЮТ???

7. А если ребёнок залазит на верхушку каменной брылы и оступаетя? падает... или удерживается? И родители, отдав какое-то время на успокоение и поддержку, объясняют, что так бывает: люди падают. Но это же был твой выбор - туда взобраться. И могло всё получиться без падений...
Так, что, прежде, чем что-то делать, нужно оценить ситуацию и свои возможности и возможные риски.
Как такой вариант отношения к ребёнку?
Его жизненная позиция тогда:
1. Я ХОЗЯИН СВОЕЙ ЖИЗНИ.
2. Я ПРИНИМАЮ РЕШЕНИЯ И НЕСУ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ТО, ЧТО СО МНОЙ ПРОИСХОДИТ.

Люди все разные. Вопрос в том, какими мы хотим видеть наших детей? Что вложите, то и получите)
Вкладывайте добро, любовь и веру!!!



5 комментариев:

  1. Большое спасибо, Марина, за интересный пост!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Важные и полезный материал, Марина, спасибо. Отправляю ссылку на школьный сайт

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, Наталья Гурьева и Анна Борисовна. Главное, чтобы наблюдения, выводы делал ещё и каждый родитель, взрослый, находящийся рядом с ребёнком...

    ОтветитьУдалить
  4. Ой, точно, Марина, ой, спасибо! На каждом шагу нотации и нотации. Говорят: измени себя и мир вокруг изменится. Да, верно, изменится, и как хочется, чтобы этих нотаций стало меньше и меньше, чтобы взрослые понимали, что ребенок тоже личность и у него есть свой путь, которому он должен следовать. И что он может многое, ему только нужно время!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, как точно Вы написали: ребёнку только нужно время!!! ДА!!!! и то, что у него свой путь!!!! Да!!! Спасибо)

      Удалить