В предыдущих постах я описывала наши занятия на свежем воздухе по самопознанию детками себя в теме "Я - человек"
Продолжая тему, играем, развиваясь.
Итак, занятие 3-4 (предыдущее по ссылке).
Организационная часть - под музыку Е. Железновой "Ну-ка все, стали в круг"
Игра в лото "Органы чувств" (скчать можно здесь)
Игры на логику (проводим как разминку):
Исключи лишнее - предлагаем поочерёдно 3 набора карточек по 4 картинки:
- лев, жираф, корова, бегемот. Кто лишний? (корова) Почему? (это домашнее животное, а все остальные - африканские)
- лиса, волк, белка, сова. Кто лишний? (сова) Почему? (она птица, а все животные)
- тарелка, стул, кувшин, чашка. Что лишнее? (стул) Почему? (это предмет мебели, тогда как всё остальное - посуда)
ИНТЕРЕСНО!!! Все эти задания подходят как крохам в полтора года, так и детям в 4 года... Казалось бы... но, наблюдения показывают, что мальчики (3-е из 4-х) с этим заданием справляются отлично и в полтора года, а девочки
(3 из 4-х) - имеют трудности и в 4 года. Какой вывод? Есть врождённый интеллект??? Есть особенности и различия в развитии психологических структур у девочек и у мальчиков, которые мы не можем не учитывать при обучении детей (и при тестировании в школу тоже!). Что тогда? Тогда девочек (и мальчиков, которые ещё не умеют решать такие упражнения) учить алгоритму выполнения подобных задач, а мальчишкам (способным к выполнению этих задач) усложнять их.
(на 4-м занятии это упражнение заменили выполнением корректурной пробы - детский вариант)
Работа в листах А-4: раскрасить, соединить.
Музыкальная пауза песенка Е.Железновой "Ты похлопай вместе с нами"
- А теперь поработает наш (картинка рта) ротик.
Игра "Угадай на вкус"
Для игры понадобятся нарезанные фрукты 3-4 шт (у нас это были: яблоко, груша, банан - не аллергенные фрукты), овощи (огурец, помидор, морковь). Детям предлагаем закрыть глаза и угадать на вкус, какой овощь или фрукт им попался. Потом описать его вкусовые характеристики: сладкий, кислый, солёный, горький.
Беседа о правильном питании (бывает, приходят детки, которые не едят того, не едят сего... и, после наших таких игр, просыпается резко любовь к яблокам или к винограду)
Дети такие игры очень любят - съёдается всё. Можно отвести минутку на перекус.
Творческая часть
Мы рисовали натюрморт фруктами (разрезали яблоко, мокали его в краску и оставляли следы) - так в практике усваиваются и названия картин (портрет, натюрморт...).
а можно... раскрасить и вырезать овощи-фрукты, сложить (приклеить их в корзинки):
Продолжая тему, играем, развиваясь.
Итак, занятие 3-4 (предыдущее по ссылке).
Организационная часть - под музыку Е. Железновой "Ну-ка все, стали в круг"
Игра в лото "Органы чувств" (скчать можно здесь)
Игры на логику (проводим как разминку):
Исключи лишнее - предлагаем поочерёдно 3 набора карточек по 4 картинки:
- лев, жираф, корова, бегемот. Кто лишний? (корова) Почему? (это домашнее животное, а все остальные - африканские)
- лиса, волк, белка, сова. Кто лишний? (сова) Почему? (она птица, а все животные)
- тарелка, стул, кувшин, чашка. Что лишнее? (стул) Почему? (это предмет мебели, тогда как всё остальное - посуда)
ИНТЕРЕСНО!!! Все эти задания подходят как крохам в полтора года, так и детям в 4 года... Казалось бы... но, наблюдения показывают, что мальчики (3-е из 4-х) с этим заданием справляются отлично и в полтора года, а девочки
(3 из 4-х) - имеют трудности и в 4 года. Какой вывод? Есть врождённый интеллект??? Есть особенности и различия в развитии психологических структур у девочек и у мальчиков, которые мы не можем не учитывать при обучении детей (и при тестировании в школу тоже!). Что тогда? Тогда девочек (и мальчиков, которые ещё не умеют решать такие упражнения) учить алгоритму выполнения подобных задач, а мальчишкам (способным к выполнению этих задач) усложнять их.
(на 4-м занятии это упражнение заменили выполнением корректурной пробы - детский вариант)
Работа в листах А-4: раскрасить, соединить.
- Работают наши глазки (картинка с глазами): форма, цвет, размер.
Уражнения с блоками Дёныша
Даем детям словесную инструкцию:
- Возьми пожалуйста, красный большой квадрат. На него поставь маленький жёлтый треугольник.
- Теперь возьми большой синий красный прямоугольник и поставь на него маленький жёлтый треугольник.
- Покажите высокий дом. Покажите низкий дом. Между домами поставьте большой синий цилиндр. На него поставьте красный треугольник.
Такое уражнение для детей невероятно сложное, но посильное. Сложное, потому что сразу называются форма, цвет и размер и пространственные понятия. Нужно слушать, понимать, принимать инструкцию и удерживать её в голове. Посильное, потому что наши дети к этому идут постепенно, когда учат разные формы предметов в комплексе с размером и цветом (как писал Венгер в своих работах), когда усваивают понятия в игре и в практике (как советует М.Монтессори), а не только на отдельных занятиях (например, по изучению сперва отдельно круга, потом овала, квадрата) в рамках одной тетради (как иногда делают современные педагоги).
Игры по конструированию с блоками Дёныша
Сначала непосредственно методом "наложения"
потом - конструирвание по образцу (перенести картинку и создать её рядом сложнее)
Музыкальная пауза - Е. Железнова "Музыкальные игрушки", "Погремушка", "Тихо-громко"
Игры на закрепление и повторение
Показываем картинку "Уши"
- Сейчас будут работать наши ушки
Звуковое лото
Показываем картинку "Руки"
Сейчас поработают наши ручки
Эксперимент с шарами
Для эксперимента понадобятся 4 воздушных шара:
- 2 одинакового цвета, но один с манкой, второй - с небольшим количеством воздуха.
- 1 надутый максимум воздухом
- 1 наполненный водой
Проблемный вопрос:
- Какой из этих шаров самый мягкий? (дети предполагают, не потрогав шары)
Проверяем наши ГИПОТЕЗЫ (предположения) - определяем самый мягкий шар на ощупь пальчиками. Вывод: мягкий или твердый можно проверить исключительно потрогав предмет. Посмотрев на него, этого мы выяснить не можем.
Второй вопрос:
- Какой из шаров самый тяжёлый? (понятие тяжести для детей относительное и пока они его ещё не совсем понимают)
Все предположили, что самый тяжёлый это тот, который самый большой (с воздухом).
Предлагаем детям его взять в руки и сравнить по тяжести с тем шаром, в котором вода. Явно, что шар с водой тяжелее.
Вывод: определить, какой предмет тяжелее можно только взвесив его - в нашем случае - взяв его в руки.
На 4-м занятии этот эксперимент был заменён на:
- игру "Мокрый-сухой": посмотреть, сказать, какие камешки сухие, какие мокрые (гидрогель и стеклянные камешки для декорирования). Потом потрогать.
- игру "Угадай на ощупь, что это" (макароны, гидрогель, стеклянные камешки):
После чего дети играли этими материалами:
Музыкальная пауза "Где же наши ручки?"
Иры по интересам на развитие мелкой моторики рук, сенсорики: шнуровки, сортеры, вкладыши, игры с помпонами, игры со скрепками.
- А теперь поработает наш (картинка рта) ротик.
Игра "Угадай на вкус"
Для игры понадобятся нарезанные фрукты 3-4 шт (у нас это были: яблоко, груша, банан - не аллергенные фрукты), овощи (огурец, помидор, морковь). Детям предлагаем закрыть глаза и угадать на вкус, какой овощь или фрукт им попался. Потом описать его вкусовые характеристики: сладкий, кислый, солёный, горький.
Беседа о правильном питании (бывает, приходят детки, которые не едят того, не едят сего... и, после наших таких игр, просыпается резко любовь к яблокам или к винограду)
Дети такие игры очень любят - съёдается всё. Можно отвести минутку на перекус.
Творческая часть
Мы рисовали натюрморт фруктами (разрезали яблоко, мокали его в краску и оставляли следы) - так в практике усваиваются и названия картин (портрет, натюрморт...).
а можно... раскрасить и вырезать овощи-фрукты, сложить (приклеить их в корзинки):
На 4-м занятии этой темы мы делали портрет тестом:
Можно сделать такой портрет:
Можно сделать коллаж-портрет
Больше идей можно найти в блоге Оксаны Дмитриевны "Моя песочница"
Вот так и играем, развиваять по 2 часа подряд, как на одном дыхании)))
Хорошие игры!))
ОтветитьУдалитьБлагодарю, Анна Борисовна. Стараемся, чтобы каждая игра, кажда минутка и в радость, и с максимальным развивающим эффектом)))
ОтветитьУдалитьВсегда любуюсь Вашими организованными занятиями на свежем воздухе.
ОтветитьУдалитьПростота, доступность и интеграция.
Спасибо, Виктрия Александровна. Просто... играем и познаём что-то новое))) и каждый раз что-то новое)))
ОтветитьУдалить