30 июл. 2014 г.

Как «достучаться» до ребенка



Он меня не слышит… Понимает только с десятого раза! Зову, зову, ноль эмоций!

Знакомо Вам? А на самом деле то ребенок не виноват! Он же не специально (а может и специально – уважительная причина у него)! Так как же быть?



На самом деле ребенок «не слышит» Вас в 3 случаях:

1.       Действительно не слышит - Вы вне зоны его внимания (его внимание сосредоточено на чем-то другом).
2.       Не хочет слышать.
3.       Имеет физические проблемы со слуховым аппаратом.

Если ребенок нас не слышит, так как мы находимся вне зоны его внимания.
Это происходит, когда ребенок сосредоточен на чем-то другом: смотрит мультфильм, рассматривает картинки в книге (или читает ее увлеченно), играет игрушками (интернет игры – особая история!) и т.д. Как обратить и направить его внимание:
1.       Вместо крика – говорите тише, можно даже шёпотом «Лиза… доця… милая моя… Я тебя зову.» - у нас срабатывает. Внимание привлекают контрастные, необычные предметы, звуки. 
2.       Прикоснитесь к ребенку. Можно поцеловать или погладить по голове, или просто прикоснуться к плечу, руке. Таким образом внимание ребенка переключается на раздражитель другой сенсорной системы: тут малыш что-то рассматривал (зрительный анализатор), глазки напрягались,  и вот – что-то почувствовал теплое – мамину руку (тактильный анализатор) – так приятно!
3.       Начните делать что-то другое, чем не были заняты прежде в данный момент времени, что-то новенькое, что заинтересует ребенка: выйдите в другую комнату – «Куда мама пошла?» - думает малыш, приоткройте дверцу шкафчика, как будто Вы что-то там ищите - «Ага, а что это у нас там?», начните переставлять его игрушки или доставать вещи. Суть этого всего в том, что наше внимание привлекают движущиеся предметы, люди. А как только ребенок обратил свое внимание на наши действия, подхватываем и направляем в нужное нам русло: «Ты поиграла? Давай пойдем гулять на улицу…»
Когда ребенок не хочет нас слышать, он включает «игнор» или «мороз». Это происходит, когда:
- Ему не интересно и не выгодно то, о чем мы ему говорим (наше поучение жизни ребенок слушает первые10-20 секунд,  а остальные 5-7-8 или не доведи господи - 20 минут  - думает «Когда же я пойду гулять?»).
- он «вредничает» - это протест (частый гость в кризисные периоды -  «хочу как хочу Я», а не мама, папа, ...) или он хочет обратить на себя внимание таким образом.
 Как быть, если чудо-чадо игнорирует нас или уже что-то сотворило,  то:
1.       Остановить его (придержите за плече или руку – только спокойно и «Стоп»).
2.       Обратите внимание ребенка на то, что  он сделал или делает ( «Посмотри»), может малыш даже и не заметил, что  произошло (он же не планировал! Так получилось…).
3.       Объясняем произошедшее или возможные последствия (только 10 секунд, сперва наше отношение – потом последствия : «Я переживаю за тебя. Ты можешь больно удариться).
4.       Переключаем внимание малыша на что-то другое «Давай поиграем в лото», или «Давай я тебе почитаю». ВАЖНО, что б ребенок почувствовал, что Вы действительно переживаете. Лучшее средство – Ваше внимание.
Так, с моей дочкой, такой трюк, как «Сейчас подожди, я доготовлю кашу и почитаю» - не пройдет. Думаю, она не одна такая – внимание ребенку надо здесь и сейчас! Я оставляю все дела, мы садимся, делаю установку «Читаю 1 сказку» и читаем, обнимаемся, переключаю ребенка на игру «Теперь ты покормишь Катю (куклу), а  я доварю кашу». И она спокойно меня отпускает.
И последнее, если Вы замечаете, что ребенок не реагирует на резкие звуки (загремела крышка кастрюли, а дите даже не повернулось) и ничего из вышеперечисленного не работает, есть повод задуматься над тем, не имеет ли ребенок проблем со слухом. В данном случае нужно проконсультироваться со специалистом.

Прислушивайтесь к желаниям Вашего малыша, его настроению и потребностям; варьируйте предложенные психологами способы влияния на ребенка; избегайте крика (ребенок привыкает и адаптируется ко всему) и Вы сбережете и свои нервы, и любовь чада к Вам и миру в целом!


Комментариев нет:

Отправить комментарий