15 июл. 2014 г.

Детские шалости, вредности… А может просто интерес?



Пусть дитя шалит и проказт, лишь бы его шалости и проказы не были вредны и не носили на себе отпечатка физического и нравственного цинизма; пусть оно будет безрассудно, опрометчиво, лишь бы оно не было глупо и тупо, мертвенность же и безжизненность хуже всего. 

Белинский В. Г.

Часто детское непослушание выводит нас, родителей, вон из себя: стоит только отвернуться, как наше чудо-чадо уже влезло как не в ведро с водой, так в выхлопную трубу от машины, как не соль рассыплет, так компотом кота уже поливает (это все из опыта мамы рассказываю). Мамы видят разное, каждый день дите выдает все новое и новое, все интереснее и интереснее. Но, как-то меня спросили:
«Как Лиза? Шкодничает?». Я задумалась… на минутку… мой ответ: «Нет, что Вы, она очень послушная девочка. Любознательная очень. Хочет все знать. Учится держать равновесие на тумбочке, сверху на своей машине, на краю стульчика, на ступеньках (что «я» могу»). Пробует на вкус все (землю с цветочных горшков, порошок стиральный...). Изучает свойства предметов - промокает - нет (игрушки - особенно на батарейках, карточки, обувь), что тонет, а что держится на плаву  – поэтому в поломоечном ведре у мамы всегда что-либо да оказывается.  А так НУ ОЧЕНЬ ПОСЛУШНАЯ!!!»
Я всегда знала о любознательности детей, но когда стала мамой, оказалась в ситуации, когда ты сам круглые сутки с ребенком (муж – добытчик, все в трудах да в трудах…).  И еще нужно все успеть (постирать, погладить, убраться, приготовить покушать, сходить на прогулку….).  А время, как всегда, поджимает, и любопытство ребенка начинаешь воспринимать как вредность и непослушность.
Именно этот вопрос  знакомого мальчика-студента, заставил меня остановиться и подумать, где я упускаю те моменты, которые могут сделать ежедневную суету без ссор с малышкой, ее слез и моих всплесков негативных эмоций. Хоть с 3 месяцев у ребенка режим, посещение бассейна, познавательная деятельность, с 8 месяцев мы посещаем детский развивающий центр, и, казалось,  я делаю все правильно… но…
Но были моменты, когда я «забывалась» и в суете упускала причины поведения ребенка. И это главная проблема многих родителей. При том, работая детским психологом, эти причины всегда я понимала и принимала, но став мамой, «закрутилась»…
Если малыш поступает так или иначе, значит, на то есть всегда повод.
Делает, подобно моей доченьке – изучает мир. Нужно найти время и место для исследовательской деятельности ребенка (например в кухне, когда мама готовит, на прогулке, когда Вы спокойны к тому, что "платьице испачкает"...)

Разрисовывает, обрывает обои – скучно, не занят, требует родительского внимания. Оторвал – мама (папа, бабуля или дедушка) уже здесь, и звать не пришлось!!! Кричат – значит, не равнодушны, реагируют (любая, даже негативная реакция, лучше ее отсутствия). Эта трудность решается очень легко – уделите ребенку внимание!!! Нет времени – отмазка!!! Время есть всегда, его просто нужно использовать рационально (тайм менеджмент потом обсудим). Например, мама готовит, а дите  - рядом «помогает»: перебирает кастрюльки мамины (свои ведь не так интересны), пересыпает разные макароны в пасочках, играет овощами, или пробует все, что мама приготовила для борща, кормит своих кукол…


Агресивничает – значит, защищает себя или свои права (агрессия, как известно, возникает в тех случаях, если  мы не удовлетворены: хотим есть, устали, больны, нас «напрягают» окружающие, чувствуем несправедливость, а сделать ничего не можем или мы просто неуверенные в себе, а маска злости это скрывает.). Например, одно время моя милая доченька била свою подружку – ровесницу, как нам казалось, ни за что, ни про что. Объяснения не воспринимались, ругательства – подстегивали (ах, мама нервничает и ругает – значит, реагирует!), ответная реакция второго ребенка – обижала. Потом, понаблюдав за своей хорошей, я увидела, что бьет она тогда, когда получила меньше внимания (так она поступает и по отношению ко мне, когда я чем-то занята и не уделяю ей внимания), похвалы, когда Ане печеньку дали,  ей нет. Это мое упущение, что ребенок еще не научился просить печенье, играть самостоятельно, не почувствовал своей самодостаточности и уверенности, что б не обращать внимание на чужие заслуги или отсутствие внимания некоторое время (а потом, если ребенок не будет требовать внимания, то он станет «удобным», и того же внимания будет все меньше и меньше, а дел у мамы все больше и больше).
Мы исправляем ситуацию… Мама хвалит за достижения, целует и обнимает при каждом моменте, требует по справедливости (когда ребенок справляется с требованиями и получает похвалу – «Моя ты умница-разумница. Цьом-цьом», у него возникает чувство гордости за свои достижения, что повышает уровень уверенности в себе и своих силах). Так, Лиза уже сама разувается, придя домой с улицы, сама берет горшок, снимает одежки и садится делает свои дела, а ей всего 1 год и 4 месяца! Аня научилась отстаивать свои права, а не прятаться за маму, когда Лиза хочет залезть в ее коляску или поиграть ее игрушкой, когда у самой Ани еще интерес не угас к этому предмету.


Не дает руку на улице, выбегает на дорогу или делает все от обратного – хочет самостоятельности.

Дайте эту самую самостоятельность, но направив ее в нужное русло. По мере роста: самостоятельно ходить, есть, убирать свои вещи (начиная из совместной расстановки игрушек по своим местам, иногда приходится мягко, с улыбкой и шуткой, но настоять). Ребенок как губка, повторяет все: выключает свет в ванной, когда он уже не нужен, месит тесто, как мама, но самостоятельно (рядом со взрослым), принимает решения сам – что одеть (выбор из 2-3 вещей!!!) и как (часто кепку или штанишки задом наперед – пусть, зато САМ). Но, параллельно идут и табу. Их должно быть как можно меньше, только те, которые  защищают жизнь малыша: нельзя лезть к розеткам, выбегать на проезжую часть улицы или идти по ней самостоятельно, даже когда машин мы не видим. Табу вводим, только когда они актуальны. Иногда строго приходится… Жесткое «НЕТ», когда малявочка настаивает... и добавьте с улыбкой: "Я тебя люблю." 
Ах, да есть еще и протест!!! Наша любимая доця, например, демонстративно писается или бросает игрушки, вызывает рвотный рефлекс, когда ее что-то не устраивает (мама уделяет внимание папе или ей что-то запретили). Лучше попробовать объяснить,  почему Вы так или иначе поступаете, переключить ее на что-то приятное – игру, например, а если не помогло – игнорируйте и оставайтесь спокойными – и это тоже пройдет. Только позитивное подкрепление позитивного поведения!!! 
Плюс, пример самих родителей (если я с ребенка буду требовать порядка, а у самой вещи разбросаны или по комнате бегу обута в уличной обуви «Ой, забыла, сейчас я скоренько, с краюшка…»), внушение позитивного поведения, дружного, ласкового, бережного, уважительного отношения к предметам, природе, другим людям, отсутствие реакции на «неправильное» поведение (на что не реагируют, то делать бесполезно и уже не интересно) - игнорируем. О воспитанности без наказания еще поговорим отдельно.
Напоследок, хочу сказать, что дети – это всегда динамика. Динамика роста, развития… Каждый день что-нибудь новое. И предугадать, тем белее предупредить ВСЕ - не возможно. Нужно просто подходить с пониманием причин той или иной выходки (без них ну уж никак).  Поняв их, трудности сами собой уходят… Ведь изменяется наше восприятие шаловства,  мы принимаем  его. А потом с жалостью или улыбкой смотрим на наших деток. Пусть шалости будут добрыми... (о вредности, как воспитанного родителями качества потом)
Так что любви, терпения и понимания всем родителям в воспитании своих «мелких»!


Комментариев нет:

Отправить комментарий