13 сент. 2015 г.

Чтение... Как правильно и зачем?

Итак, ВСЕ ЗНАЮТ, ЧТО РЕБЁНКУ НУЖНО ЧИТАТЬ!!! Многие думают, что знают ЗАЧЕМ. Но, не все догадываются как правильно, что именно?
Итак,
ЗАЧЕМ читать ребёнку?
1. Это формирует его мировоззрение (разноплановое, научное), развивает воображение, память, учит строить умозаключения.
2. Это прививает интерес к познанию нового (дети, которым много читают привыкают интересоваться, у них возникает потребность постоянно что-то узнавать новое. Соответственно, они более любознательны, более успешны в обучении).
3. Это РАЗВИВАЕТ РЕЧЬ!!! Сколько сейчас разговоров о том, что ребёнок плохо говорит или не говорит в свои 2,5 вообще!!! Все ищут причины тому. А У МЕНЯ ОТВЕТ ОДИН: УБЕРИТЕ ГАДЖЕТЫ И БОЛЬШЕ ЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ!!! Год назад... читала я...
4. Книги формируют у ребёнка ОТНОШЕНИЕ к людям, животным, миру в целом. Это основа его ЧЕЛОВЕЧНОСТИ!!! компьютерная игра и мультик, где причиняют БОЛЬ злому персонажу, учит злу! (в сказках тоже это есть... об этом ниже).








Вот так рассказывает стихи своим куклам Лиза сейчас... правда поймать её в процессе очень сложно... как получилось...
а вот "застала"... как рассматривает картинки))) Вообще сейчас книги для Лизы лучше любой игры...


Как правильно читать?
1. ЧИТАЙТЕ САМИ!!! имеется в виду не только для ребёнка, но и для себя. Тогда дитё будет видеть, что вы сами учитесь, наполняетесь, что всегда есть к чему стремиться... и  малыш будет вас копировать. А почитать всегда есть что. ОООчень хорошая библиотека для личностного роста взрослых "Полезное чтение"
2. Читайте с душой, чувствами, в ролях. Это разовьёт у ребёнка артистические способности, творческое воображение, умение понимать чувства других людей.
3. Читайте ВСЕГДА, КОГДА ДИТЁ ПРОСИТ... СЕЙЧАС!!! потом, позже - отбивают охоту у ребёнка к чтению.
4. Пусть чтение станет неким моментом особого времени... вашего с ребёнком времяпрепровождения... Лиза оочень любит, когда я ей читаю... мы садимся, я её обнимаю (Лиза "под крылышком" у мамы) и читаю, а она слушает, повторяет, сейчас уже СЯМА мне рассказывает, а я слушаю...
5. Задавайте вопросы о прочитанном малышу, обсуждайте прочитанное (можно начинать с 2 лет - не думайте, что малыш не сможет вам ответить... он может показать... пальчиком, чувствами, горящими глазками).
6. Много раз прочитанный стих, сказку, читайте с паузами для "малышачей речи", так мы стимулируем речь ребёнка. Например, Сказка "Курочка ряба" дитю в год и  пять-семь месяцев: Жили-были... (показываем картинку, а кроха говорит: дидь, баба). И была у них... (снова картинка: "ко-ко-ко", или "яба"), ну и так дальше... "дидь бий, бий...", "баба бия, бия..."бух..."... Детям такая форма чтения очень нравится. А как она развивает речь!!! НЕ представляете!
Многие читают "для галочки"  - "я же читаю"... а сами в это время находятся мыслями далеко от ребёнка и от самой сказки... Пользы от такого чтения мало... только для "галочки" и дитё вам "отзеркалит" это... может потом, может сразу.
Что именно читать?
Конечно, же ДОБРЫЕ сказки, стихи, рассказы.
До года-полутора актуальны потешки, народные песенки, прибаутки, четверостишья.
От года до трёх - сказки о животных ("Колобок", "Теремок", "Рукавичка", "Репка"), стишки Чуковского, П. Воронько, И. Асеевой, С. Маршак, Г. Бойко, О.Олесь, А. Костецький, В.Сутеев и др., детские ПЕСЕНКИ.
От трёх - всё то же, плюс,  белее углублённое, более длинное, добавляйте рассказы и сказки о людях (С. МихалковМаршакА. Барто, В.Бычко, И. Блажкевич, П. Воронько, А.Костецкий, О.Олесь и мн. др). сказки - "Бременские музыканты", "Лиса и петушок", "Кот в сапогах", "Петушок и два мышонка", "Лисичка и журавль", "Коза-дереза", "Три поросёнка", "Два жадных медвежонка", и загадки.
С четырёх-пяти лет актуальны сказки о принцах, принцессах и простых людях ("Золушка", "По щучьему веленью", "Василиса премудрая", "Дюймовочка", "Гадкий утёнок", "Морозко", "Госпожа метелица", "Снежная королева" и др.), поучительные рассказы Бианки, Сухомлинского, Ушинского, Сутеева.
Мой список ОООчень ограниченный. его можно продлевать, варьировать. Он не уникален, он ПРИМЕРНЫЙ, а вы составьте свой, отталкиваясь от интересов и способностей своего крохи. Главное -  последовательно: простые сказки, стихи постепенно усложняются, заменяются... не стоит читать пятилетке "Колобка", а годовалому крохе "Русалочку" вот и всё... Сперва детям интересны сказки о животных, а потом лишь о людях... Так уж малыши устроены)))
Да, отношение к давнишним старинным сказкам неоднозначное... сочинялись они в строгие времена... поэтому и есть там "распороли волку живот, а от туда живые, целёхонькие козлятки"... или "и убили они Ивана Царевича, пока тот спал - посекли, порезали"... и т.д. (Сказки Братьев Гримм типа "Синей Бороды", где муж своих жён убивал за то, что они ослушались его, вообще в ужас приводят). Поэтому, концовку многих сказок просто заменяю... Волка прогнали, Иван Царевич уснул крепким сном, его оставили, а сами уехали... и т.д.
Лучше в настоящее время читать современные добрые сказки, как, например, сказки, рассказы А. Лопатиной и  М. Скребцовой "Начала мудрости" или другие с психологической подоплёкой (нете их много).
НО, ГЛАВНОЕ - ЧИТАЙТЕ!!!! Читайте сами, читайте детям!

Ищите в Твитере  и в Гугл+ "Полезное чтение" и наполняйтесь!!!



4 комментария:

  1. Марина, привет!
    Рад и счастлив прочитать пост о пользе чтения на твоём блоге... и вдвойне приятнее, увидев столько рекомендаций о моём блоге.
    Я счастлив, что могу помогать людям становиться лучше!
    С уважением, Евгений!

    ОтветитьУдалить
  2. Я тоже неоднократно вела разговор о том, как правильно читать с детьми. Это важно, особенно -привить любовь к чтению. Только вместе с читающими родителями начнет читать ребенок

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Анна Борисовна. Читала ваши рекомендации и постила их тоже. Спасибо, что так приятно с Вами общаться и находить общее)))

      Удалить