В этом посте о развивающем пространстве для детей дошкольного возраста.
Прочитав пост Оксаны Дмитриевны "Развиающая среда Реджео педагогики", проникшись чудом организации пространства для развития творческой личности, подумалось: чего ещё нет у нас? Стремиться есть к чему, но есть и свои достойные нароботки, которые привели к некоторым моим выводам. Об этом и хочу делиться сегодня.
В нашем центре проводятся целенаправленные заняия и есть место игре, творчеству, самостоятельности.
Итак, принципы, которым мы следуем:
- безопасность и рациональность
- ребёнку должно быть комфортно в той среде, в которой он находится
- у ребёнка должен всегда быть выбор: чем заниматься, чего хотеть сейчас и чем играть
- ребёнку можно всё брать, всем играть, но при условии, что он соблюдает экологию других
- мобильная среда
А теперь более детально.
Безопасность и рациональность
Безопасность заключается в том, что пространство большое (детям есть где побегать),
игрушки только качественные, мебель только с закруглёнными углами, самодельные пособия для мелкой моторики рук (бусины, скрепки, лото запахов), плюс веточки, палочки, только на полках педагогов (на достойной высоте) и детям даются исключительно целенаправленно, в ходе занятия и с последующим контролем.
Полка творческого беспорядка))) лото, карточки Домана, настольные игры, игры для чтения и математики, книги, пазлы, цветная бумага и т.п.
Чтобы крохе было комфортно, у него должно быть достаточно пространства для самовыражения. Этого не может быть в комнате 10 кв. метров, где 7 детей + столько же мам и педагог!!! Дети начинают плакать уже от того, что их личное пространство нарушается (видела, было жудко). НО СКОЛЬКО У НАС ОТКРЫВАЕТСЯ ТАКИХ "ЛУЧШИХ" ЦЕНТРОВ РАЗВИТИЯ!!! аренда дорого? нет, лучше же разделить 30 кв.метров на 3 комнаты и в каждой проводить занятие!!! так выгодней... но есть ли толк для детей??? вряд ли...
В нашей моделе развивающего пространства 5 кв. метров на 1 ребёнка и его маму.
Кроха должен чувствовать свою защищённость на занятии. Поэтому до 2 лет - только с родителями!!!
С 2 лет, если он уже хорошо знаком с педагогом, испытывает к нему доверие, спокойно "отпускает маму по делам", то можно и в группе деток с педагогом.
Тепло, комфорт помещения, разнообразие пособий, игрушек в доступной форме, хорошее отношение педагога - это всё тоже к комфорту.
У ребёнка должен всегда быть выбор: чем заниматься, чего хотеть сейчас и чем играть
Если это хороший развивающий центр, то в нём у ребёнка всегда есть выбор. Есть масса тематических игрушек, разнообразные конструкторы, в доступной форме песочница, книги, настольные игры, природный материал (каштаны, жёлуди, фасоль, листики), краски, пластилин, карандаши, фломастеры и т.п. и всем этим ребёнок может пользоваться здесь и сейчас. И когда ребёнок уходит от того, что ему предлагает сейчас педагог, значит его актуальная зона развития сейчас там. Ему сейчас там нужнее быть, чем слушать то, что ему НАВЯЗЫВАЮТ". И "броунвское движение деток" во время "занятия"- это я так называю, в возрасте до 3 лет - это норма. Хуже, когда кроха 2 лет 40 минут выполняет всё, что ему говорит педагог. Почему хуже? потому что так мы взращиваем послушных детей с отсутствием инициативы и самостоятельности. Разве не дико, что двухлетка 40 минут ничего не хочет САМ?
И по этому поводу: ни смотря ни на что, в районовских садах (там, где всё для детей, а не для комиссии) этого больше, чем в развивающих центрах на занятии длительностью в час и только по тем пособиям, которые "педагог выносит из-за двери". Объясняю почему. В саду у детей есть выбор: чем играть вне занятия и как играть (естественно, научаясь делиться, договариваться, убеждать и т.п.). Если же это развивайка, и занятие в час, в который пытаются впихнуть ребёнку всё невпихаемое, но зато ПО ПЛАНУ, у ребёнка выбора нет. ОН ДОЛЖЕН играть тем, что ему предлагают.
Если же дитю есть чем заняться, он развивается в игре с правильно подобранной и рационально организованной развивающей средой. Опираясь на педагогику Монтессори, основная мысль которой "Всё познаётся через практику, манипуляции с предметами максимально приближёнными к взрослой реальности и предоставленными в свободной и доступной форме детям" мы предоставляем ребёнку массу игр, игрушек в доступной форме с правом самостоятельной игры и выбора деятельности.
Отталкиваясь от развивающей педагогики Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, которые отводили большую роль педагогу как организатору проблемного обучения детей ("Всё, что сейчас ребёнок делает с педагогом, потом он станет делать сам" Л.С. Выготский про зоны ближайшего развития) мы строим наш развивающий процесс так, чтобы крохи постоянно были в поиске ответов на поставленные вопросы (умение ставить вопросы - это отдельная работа с детьми - статья Е.М. Грединаровой). Задача педагога организовать познавательную деятельность, интересно построить занятие, чтобы дети были увлечены.
Да, не скрою, трудно... да, когда надо прийти к хорошему результату, легче просто учить (учить заучивать)... Развивать стоит логику, а не только память.
Что имеем мы? Дети с радостью бегут к педагогу, интересуются тем, что им предлагается 10-20 минут крохи от 2 лет до 3, и 30-40 минут дети от 3 лет до 5-ти. После чего они уже жаждут играть самостоятельно. И ИМЕЮТ НА ЭТО ПОЛНОЕ ПРАВО!!!
Ребёнку можно всё брать, всем играть, но при условии, что он соблюдает экологию других
Отечественные педагоги отводили большую роль коллективу как среде в развитии и обучении. Поэтому, даже если на занятии или в игре между детками возникают споры, мы останавляваемся, прерываемся и уделяем внимание научению детей эмпатии, умению выслушать другого плюс, быть самодостаточными, чтобы учиться для себя, а не ради мамы или поощрения в виде наклейки, конфетки.
К этому же вопросу: не поддерживаю я индивидуальные занятия с детьми, если к этому нет медицинских предписаний. Видела "звёздных" детей, которые "всё знали, всё могли" (читать, писать) после индивидуальных занятий и видела как они всё это теряли за месяц в группе детей. Почему? потому, что индивидуалное занятие не продполагает умения ждать такого же ребёнка, слушать и слышать своего одногруппника/одноклассника, пока тот договорит, дочитает. Нет навыка следить за работой другого (чтение). Такой "звёздный" ребёнок, попав в среду других детей не умеет работать в группе. Он начинает впервые сравнивать свои возможности с другими и теряется. Индивидуальное обучение оправдано, если и школьное образование ребёнок будет получать дома, или если это просто дополнительные занятия к общим, чтобы понять суть предмета.
Мобильность
Современный мир достаточно изменчив. Он требует и от детей не только умения приспосабливаться в условиях изменений, а и производить эти изменения в свою пользу самостоятельно. Поэтому столы. стулья, скамейки (и всё, что могут переносить, перетягивать дети) свободно перемещаются по комнате в ходе детской игры. Так ребёнок учится планировать своё пространство, изменять его с комфортом для себя.
Есть у деток и такая особенность, как потребность в постоянстве. Это постоянство выражается в том, что придя на занятие, они видят ту же комнату, каждая игрушка на своём месте, столы готовы к занятию, а само занятие имеет одну и ту же структуру, новые игры вводятся постепенно. И постоянство в поятке вещей (у каждой игрушки своё место) мы просим деток поддерживать: когда наигрались чем-то, ставим на место.
Вот так пока у нас получается))) Да, в проекте ещё масса полочек, ящичков с сыпучими и природным материалом, уголок с зеркалами и уголок детских работ. Плюс, новые технологии не стоят на месте и проектор для презентаций тоже в планах. Всему этому необходимо найти время, место и материальную исходящую тоже.
Прочитав пост Оксаны Дмитриевны "Развиающая среда Реджео педагогики", проникшись чудом организации пространства для развития творческой личности, подумалось: чего ещё нет у нас? Стремиться есть к чему, но есть и свои достойные нароботки, которые привели к некоторым моим выводам. Об этом и хочу делиться сегодня.
В нашем центре проводятся целенаправленные заняия и есть место игре, творчеству, самостоятельности.
Итак, принципы, которым мы следуем:
- безопасность и рациональность
- ребёнку должно быть комфортно в той среде, в которой он находится
- у ребёнка должен всегда быть выбор: чем заниматься, чего хотеть сейчас и чем играть
- ребёнку можно всё брать, всем играть, но при условии, что он соблюдает экологию других
- мобильная среда
А теперь более детально.
Безопасность и рациональность
Безопасность заключается в том, что пространство большое (детям есть где побегать),
игрушки только качественные, мебель только с закруглёнными углами, самодельные пособия для мелкой моторики рук (бусины, скрепки, лото запахов), плюс веточки, палочки, только на полках педагогов (на достойной высоте) и детям даются исключительно целенаправленно, в ходе занятия и с последующим контролем.
То, что доступно:
Полка творческого беспорядка))) лото, карточки Домана, настольные игры, игры для чтения и математики, книги, пазлы, цветная бумага и т.п.
То, что нужно спросить, взять, сесть за стол и играть в присутствии педагога (или мамы/папы)
Ребёнку должно быть комфортно в той среде, в которой он находитсяЧтобы крохе было комфортно, у него должно быть достаточно пространства для самовыражения. Этого не может быть в комнате 10 кв. метров, где 7 детей + столько же мам и педагог!!! Дети начинают плакать уже от того, что их личное пространство нарушается (видела, было жудко). НО СКОЛЬКО У НАС ОТКРЫВАЕТСЯ ТАКИХ "ЛУЧШИХ" ЦЕНТРОВ РАЗВИТИЯ!!! аренда дорого? нет, лучше же разделить 30 кв.метров на 3 комнаты и в каждой проводить занятие!!! так выгодней... но есть ли толк для детей??? вряд ли...
В нашей моделе развивающего пространства 5 кв. метров на 1 ребёнка и его маму.
Кроха должен чувствовать свою защищённость на занятии. Поэтому до 2 лет - только с родителями!!!
С 2 лет, если он уже хорошо знаком с педагогом, испытывает к нему доверие, спокойно "отпускает маму по делам", то можно и в группе деток с педагогом.
Тепло, комфорт помещения, разнообразие пособий, игрушек в доступной форме, хорошее отношение педагога - это всё тоже к комфорту.
У ребёнка должен всегда быть выбор: чем заниматься, чего хотеть сейчас и чем играть
Если это хороший развивающий центр, то в нём у ребёнка всегда есть выбор. Есть масса тематических игрушек, разнообразные конструкторы, в доступной форме песочница, книги, настольные игры, природный материал (каштаны, жёлуди, фасоль, листики), краски, пластилин, карандаши, фломастеры и т.п. и всем этим ребёнок может пользоваться здесь и сейчас. И когда ребёнок уходит от того, что ему предлагает сейчас педагог, значит его актуальная зона развития сейчас там. Ему сейчас там нужнее быть, чем слушать то, что ему НАВЯЗЫВАЮТ". И "броунвское движение деток" во время "занятия"- это я так называю, в возрасте до 3 лет - это норма. Хуже, когда кроха 2 лет 40 минут выполняет всё, что ему говорит педагог. Почему хуже? потому что так мы взращиваем послушных детей с отсутствием инициативы и самостоятельности. Разве не дико, что двухлетка 40 минут ничего не хочет САМ?
И по этому поводу: ни смотря ни на что, в районовских садах (там, где всё для детей, а не для комиссии) этого больше, чем в развивающих центрах на занятии длительностью в час и только по тем пособиям, которые "педагог выносит из-за двери". Объясняю почему. В саду у детей есть выбор: чем играть вне занятия и как играть (естественно, научаясь делиться, договариваться, убеждать и т.п.). Если же это развивайка, и занятие в час, в который пытаются впихнуть ребёнку всё невпихаемое, но зато ПО ПЛАНУ, у ребёнка выбора нет. ОН ДОЛЖЕН играть тем, что ему предлагают.
Если же дитю есть чем заняться, он развивается в игре с правильно подобранной и рационально организованной развивающей средой. Опираясь на педагогику Монтессори, основная мысль которой "Всё познаётся через практику, манипуляции с предметами максимально приближёнными к взрослой реальности и предоставленными в свободной и доступной форме детям" мы предоставляем ребёнку массу игр, игрушек в доступной форме с правом самостоятельной игры и выбора деятельности.
Отталкиваясь от развивающей педагогики Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, которые отводили большую роль педагогу как организатору проблемного обучения детей ("Всё, что сейчас ребёнок делает с педагогом, потом он станет делать сам" Л.С. Выготский про зоны ближайшего развития) мы строим наш развивающий процесс так, чтобы крохи постоянно были в поиске ответов на поставленные вопросы (умение ставить вопросы - это отдельная работа с детьми - статья Е.М. Грединаровой). Задача педагога организовать познавательную деятельность, интересно построить занятие, чтобы дети были увлечены.
Да, не скрою, трудно... да, когда надо прийти к хорошему результату, легче просто учить (учить заучивать)... Развивать стоит логику, а не только память.
Что имеем мы? Дети с радостью бегут к педагогу, интересуются тем, что им предлагается 10-20 минут крохи от 2 лет до 3, и 30-40 минут дети от 3 лет до 5-ти. После чего они уже жаждут играть самостоятельно. И ИМЕЮТ НА ЭТО ПОЛНОЕ ПРАВО!!!
Ребёнку можно всё брать, всем играть, но при условии, что он соблюдает экологию других
Отечественные педагоги отводили большую роль коллективу как среде в развитии и обучении. Поэтому, даже если на занятии или в игре между детками возникают споры, мы останавляваемся, прерываемся и уделяем внимание научению детей эмпатии, умению выслушать другого плюс, быть самодостаточными, чтобы учиться для себя, а не ради мамы или поощрения в виде наклейки, конфетки.
К этому же вопросу: не поддерживаю я индивидуальные занятия с детьми, если к этому нет медицинских предписаний. Видела "звёздных" детей, которые "всё знали, всё могли" (читать, писать) после индивидуальных занятий и видела как они всё это теряли за месяц в группе детей. Почему? потому, что индивидуалное занятие не продполагает умения ждать такого же ребёнка, слушать и слышать своего одногруппника/одноклассника, пока тот договорит, дочитает. Нет навыка следить за работой другого (чтение). Такой "звёздный" ребёнок, попав в среду других детей не умеет работать в группе. Он начинает впервые сравнивать свои возможности с другими и теряется. Индивидуальное обучение оправдано, если и школьное образование ребёнок будет получать дома, или если это просто дополнительные занятия к общим, чтобы понять суть предмета.
Мобильность
Современный мир достаточно изменчив. Он требует и от детей не только умения приспосабливаться в условиях изменений, а и производить эти изменения в свою пользу самостоятельно. Поэтому столы. стулья, скамейки (и всё, что могут переносить, перетягивать дети) свободно перемещаются по комнате в ходе детской игры. Так ребёнок учится планировать своё пространство, изменять его с комфортом для себя.
Есть у деток и такая особенность, как потребность в постоянстве. Это постоянство выражается в том, что придя на занятие, они видят ту же комнату, каждая игрушка на своём месте, столы готовы к занятию, а само занятие имеет одну и ту же структуру, новые игры вводятся постепенно. И постоянство в поятке вещей (у каждой игрушки своё место) мы просим деток поддерживать: когда наигрались чем-то, ставим на место.
Вот так пока у нас получается))) Да, в проекте ещё масса полочек, ящичков с сыпучими и природным материалом, уголок с зеркалами и уголок детских работ. Плюс, новые технологии не стоят на месте и проектор для презентаций тоже в планах. Всему этому необходимо найти время, место и материальную исходящую тоже.
Замечательная организация развивающего пространства
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, Благодарю за отзыв. Стараемся. Но, как всегда - есть к чему стремиться)
УдалитьОчень понравилось в Вашем центре! Молодцы!!!
ОтветитьУдалитьПриятно читать, Наталья. Хочется, чтобы было и уютно, и с максимальной пользой.
УдалитьС площадью- точно в точку! Главное-простор! Вот поэтому у меня будет маленькая зарплата) Потому что за аренду буду всё заработанное отдавать) Поддерживаю идею о том, что мебель должна быть мобильной, чтобы дети могли менять интерьер. Ну а дизайн такого помещения и организация материалов- это увлечение на многие годы)
ОтветитьУдалитьОксаночка, ну прям как на одной волне))) И за зарплату тоже))) и за "увлечение на многие годы". Благодарю)
Удалитьу меня пока двое учеников- я в их распоряжении в течении дня и на площади нашей съёмной однокомнатной квартиры, пока муж на работе) и ещё год визовый режим, т.е живу на две страны: постоянно мотаюсь из Россиии в Латвию. У мужа в офисе есть свободная комната- 30 метров, но не собралось достаточное количество учеников, чтобы отбить аренду, так что пока вся в мечтах) Тем более радостно за коллег, которые уже самостоятельны и на пути к самореализации!
УдалитьОксаночка, у Вас будет больше деток. Я восхищена Вами. Когда читаю Ваши посты, то понимаю как Вы преданны своему важному делу (это стиль жизни, а не бизнес). Всё получится, всё сложится. Переводите мечты в разряд целей и всё пойдёт самым лучшим образом. Когда мы искали помещение (наши занятия были вначале на улице), нам уже край как надо было его найти, я прописала всё: квадратуру, пожелания (теплая, комната с санузлом). В течении суток нам предложили комнату на втором этаже магазина, к которой пройти нужно минуя такие коридоры, что можно заблудиться. При том, в комнате был санузел, но не было окон!!! Плюс, колонна посредине. Придя домой, я открыла тетрадь с пожеланиями и прописала: большая, светлая комната С ОКНАМИ, квадратная (потому что 36 кв.м. могут быть и узкими, но динными), тёплая - не дописала... греемся обогревателями... Уже пишу новые требования)) Так, что если планировать ("просить" у Вселенной), то только правильно. Чёткость в пожеланиях и планах - быстрое их осуществление.
Удалить