10 авг. 2015 г.

Учимся понимать своего ребенка. Когда ему 5-7 лет. Наука общения или мудрость?


Общение с ребенком   5-7 лет должно исходить из особенностей базовых качеств личности этого возраста:

Самостоятельность.
Важно в общении с ребенком дать ему чувство самостоятельности - самостоятельно и свободно высказывает  свое мнение, принимает решение и несет ответственность за то самое решение. Наша задача – направить, предложить правильный выбор, а не навязать его. Поддержать в начинаниях. Не навязывать свою помощь.

Самолюбие.
Формируется в группе одногодок и в общении со взрослыми. Важно давать правильную, реальную оценку результатам работы, усилий ребенка, его действиям и поведению. Нельзя завышать оценку, занижать ее, сопоставлять в лучшем или худшем свете результаты работ детей (или же самих детей, их поведение). Оцениваем работу и поведение конкретного ребенка в данный момент!
Трудолюбие.
Общение взрослого и ребенка как партнеров, сотрудников, которые помогают друг другу. Взрослый может попросить о помощи, но не требовать ее у ребенка. Также появляются обязанности, которые ребенок должен выполнять (самообслуживание, ухаживание за дом. питомцами и т.п.). О них нужно напоминать: записки, схемы, распорядок дня, в котором четко есть эти обязанности (только не указания и не осуждение).
Человечность.
В  общении со старшим дошкольником обращаемся к его морали, ценностям и нормам поведения в целом: дал слово – держи, а как ты оцениваешь свое поведение? Поставь себя на место своего товарища.
Рассудительность. Слово – основное средство регуляции поведения ребенка 5-7 лет, по этому: беседы, настрой, уговоры, внушения очень действенны в этом возрасте, если они обоснованы, дают ребенку почву для размышлений.
Справедливость. Старший дошкольник ищет справедливости, нуждается в ней. По этому, взрослому  нужно быть предельно осторожным в своих суждениях и высказываниях. Несправедливо наказанный или оговоренный ребенок тяжело переносит обиду несправедливости. Также это качество очень хорошее в воспитании и направлении ребенка.
Наблюдательность. Нужно в общении с ребенком проявлять искренность, заинтересованность, открытость. Все это ребенок наблюдает и отвечает тем же. Его наблюдательность позволяет раскрыть неправду, выдумку и хитрость, которыми, иногда, пользуются взрослые в общении. Это может послужить причиной закрытости или лукавства ребенка.
Самообладание позволяет старшему дошкольнику сдерживаться от слез, капризов в случае неуспеха. Нельзя поощрять капризность, истеричность, жалея ребенка. Используйте объяснение.
Ответственность. Ребенку важно чувствовать свою значимость и важность (а это основа ответственности), поэтому в общении с ним мы говорим об этом, когда даем поручения, задания: «Сделай… - это очень мне поможет ("это важно для меня" и .т.п.)». Это послужит стимулом к выполнению.

Креативность. Дайте ребенку возможность фантазировать, придумывать, принимать решения!!! Старшему дошкольнику НЕЛЬЗЯ давать четкие указания «КАК ДЕЙСВОВАТЬ» в простых ситуациях, жесткий алгоритм действий: «Мой руки. Садись кушай. Мой руки. Иди спать». НЕ навязывайте свое мнение и не давите своим авторитетом.
Понимания нам наших деток. 
Кто-то рождается с этим пониманием и ему учиться не надо. Это мудрые от природы люди. Прочитав нашу статью, они становятся только увереннее в правильности своих методов и подходов в воспитании детей. Кому-то нужна база для понимания ребенка, и мы ею делимся (на сколько владеем и понимаем сами). И такие люди стремятся к лучшему, к гармонии в воспитании (мы тоже одни из них). 
Делитесь, пишите свои мысли, суждения. Пусть дети растут в понимании и счастье!


2 комментария:

  1. Полезная статья. Моему старшему сыну исполнилось 6 лет. Мы ему объясняем, что надо вести себя как взрослый, показывать пример младшим детям. Но он, зачастую, скатывается до уровня малышей - истерит, дерется, дразнится.

    ОтветитьУдалить
  2. Олеся, тяжело быть старшим, тяжело быть первым. Думаю, он старается изо всех сил.

    ОтветитьУдалить