Так как круг наших читателей расширяется и среди нас - заботливых счастливых родителей юных чудо-чад есть уже и те, которые проходят опыт посещения ребёнком школы и сталкиваются со всякого рода ситуациями, пришло поговорить и о двойках))) Что делать, когда дитё её, эту поганую оценку принесло??? Хорошо, если только первый раз... А если это "уже система"?
Содержание
Оценка. Её суть, смысл и наполнение.
Почему ребёнок приносит двойки.
Как правильно отреагировать родителям, когда ребёнок получил двойку.
Оценка. Её суть, смысл и наполнение.
Для каждого взрослого "2" несёт свой смысл и эмоцию... Ведь у каждого свой опыт. Кого-то она забавляет, кого-то приводит в ярость.
Для нас, взрослых, выросших и быстро позабывших свои школьные годы, помнятся хорошо скорее всего, негативные эмоции, связанные с такой оценкой, как «2». И вот, и при виде двойки у своего любимого ребёнка мы приходим в негодование. У нас возникают наши сожаление, обеспокоенность и злость. НО, ЭТО НАШИ ЭМОЦИИИ!!! ОНИ НАС ЗАСТАВЛЯЮТ ВНОВЬ НЕГОДОВАТЬ И СЕРДИТСЯ!!! И на кого??? по сути дела на нашего учителя или нашу неумелость, неуспешность... и тут такое... дитё овторило... Это НАШИ прошлые, осевшие глубоко «в сердце» (а на самом деле в подкорке головного мозга) чувства.
Но, если отодвинуть свои собственные переживания и подумать... Оценка – это показатель уровня успеваемости ребёнка. Это показатель того, как ученик освоил ту или иную тему, тот или иной предмет. Об этот дети пока не думают. Для них оценка – это престиж, авторитет среди одноклассников и родителей. А от того, чей авторитет преобладает, зависит: будут оценки с «+» или с «-». Кроме того, оценка несёт в себе психологическую нагрузку – для ребёнка это поощрение (когда "5") или наказание (когда "2"). И что же получается, получив двойку, а потом его наказали дома, ребёнок оказывается дважды наказанным. Где вы видели дважды осуждённого за одно преступление? Такое возможно только по отношению к ребёнку.
Потом, нужно помнить, что в обучении две стороны трудятся: учитель и ребёнок. Обучение ― это двусторонний процесс. И оценка «2» это оценка работы и педагога.
Но мы знаем, что по какой-то причине, бывает, что в оценку учитель вкладывает не только критерии оценивания, а и своё личное отношение. Это не профессионально, но, к сожалению, такое бывает.
Педагоги же новаторы, педагоги от Бога, они вообще выступают против оценок в том виде, каком мы привыкли их видеть (достаточно нашего внимания, переживания, сочувствия, а иногда и оценочного взгляда)... Сейчас многие современные школы стремятся к безурочной и безоценочной системе образования. Ребёнка нужно мотивировать на обучение, а не держать в эмоциональном напряжении «какую оценку получу». Да и поставьте сами себя на место ребёнка: вам бы хотелось, что бы вас 5-6 раз в день оценивали?
Почему ребёнок приносит двойки.
Прежде, чем ругать ребёнка за двойку, нужно понять, почему она оказалась в его дневнике. Или тетрадке.
Вот пример из моей жизни:
Я в школе была примерной ученицей, училась только на «5» и редко «4». Только русский язык мне не давался. Как-то я, сдав свою тетрадь на проверку (а она была новенькая, чистенькая там всего 4 работы было), обратно получила её всю исписанную красными чернилами, «3» и «2» были отметки. Мне так стыдно было. Потом я жутко переживала, что скажет моя бабушка (росла я с ней). Выход был такой: я спрятала ту «стыдную» тетрадку, взяла чистую, всё переписала. Дальше была более внимательна, стала больше читать. Это был шестой класс. Спустя 8 лет, я « свой грешок» и показала его бабушке. Мы посмеялись. Но в тот момент, когда я получила свою неудачную работу назад, мне было страшно, я тревожилась, а вдруг бабушка узнает, как она будет меня отчитывать.
Так вот, первой причиной неуспеваемости ребёнка, является его ненаученость: мало упражнялся, не дочитал, не дописал. Всё это от спешки: детям так много всего надо успеть!!! И поиграть, и творчеством заняться, и на кружки, секции сбегать, да ещё и уроки выучить. Поэтому родители должны правильно расставить приоритеты для себя и для ребёнка. Определить его способности, наклонности и уже от этого отталкиваться: где-то помочь, где-то направить, а где-то отнестись с пониманием и закрыть глаза.
Второй случай. Обратились ко мне родители пятиклассника: мальчик стал плохо учиться, скатился, практически на «3» и «2», чего прежде никогда не было. В процессе работы с этой семьёй оказалось, мальчик был слишком послушным и неуверенным в себе. Дети это чувствовали, видели и начали над ним смеяться, из-за чего он стал переживать и ещё больше закрываться. Он боялся отвечать на уроках, так как в случае ошибки был высокий риск для него, быть осмеянным. Потом, хороших учеников в классе не очень любят. Они «заучки» и «зануды». Это проблема тех детей, которые не успевают, но эмоционально устойчивы – они начинают высмеивать успешных, доведя их таким образом до своего уровня. «Не высовываться» ― вот такой выход нашёл для себя мой клиент. Классный руководитель тоже как-то мало на это обращала внимание. Другие же учителя, не зная особенностей конкретного ребёнка («учеников много, разве каждого узнаешь?» - а должны узнать), видели в мальчике только ленивого, неуспешного ученика. Вот так и появляются педагогически запущенные дети, среди неуспешны они составляют…%
Вот еще, из практики. Девочка восьмой класс. Учиться совсем не хочет. Родители заняты работой, а ей нанимают постоянно репетиторов. Последние меняются каждый месяц, так как «безграмотные», «не найдут подход к ребёнку» и т.п. На самом же деле, своей неуспеваемостью, девочка добивалась авторитета среди одноклассников, а авторитет родителей был не авторитет. Ребёнку просто не хватало родительского внимания, понимания. И в какой-то момент, она нашла его среди друзей. Она отдалялась от родных, так как они ей казались равнодушными. Нужно понимать и помнить, что никакие материальные блага не заменят живого, эмоционального общения с родным человеком. Это тоже ведёт к пед. запущенности.
Многие дети. особенно современные, выросшие на гаджентах, просто не умеют слушать... Да, это проблема. Они привыкли воспринимать информацию зрительно, да ещё, чтобы ярко, феерично, как в мультфильмах, где мозг не работает, а только получает удовольствие... И они просто не понимают обращённой к ним речи. Они не успевают её воспринимать и преобразовывать в инструкцию, толчок к действию. У многих не развит фонематический слух, что затрудняет понимание речи.
Еще причиной неуспеваемости ребёнка являются его особенности: уровень интеллектуального развития, волевой сферы, эмоциональной, темперамент, состояние здоровья. Так, детям с гиперактивностью, трудно сосредотачивать своё внимание на предмете изучения (они страдают синдромом отсутствия внимания), детям с дефектами физического и психологического здоровья трудно находится в коллективе (поэтому их мысли заняты тревогой, а не обучением), им трудно проявить волю.
Как известно, страдают неуспеваемостью и дети с неблагополучных семей ― это социальный фактор.
Как правильно реагировать родителям, когда ребёнок получил двойку.
Итак, первая наша реакция-действие - выясняем причину двойки: почему учитель её поставил. Сравнив точку зрения учителя со своими представлениями, знаниями о чудо-чаде, его особенностях, особенностях среды и обстоятельств дома и в школе, делаем предположение (время его подтвердит или опровергнет). Кто как не родители поймут и заступятся за своего ребёнка? В случае необходимости, обратиться за помощью к психологу.
Второе, проявляйте искренний интерес к жизни и личности ребёнка. Первый лебедь в дневнике - это показатель того, что где-то мы упускаем.
Третье - наберитесь терпения. Ваша помощь должна быть в действии, а не в оценочных суждениях.
Четвёртое, ищите поддержку в учителях. Они ваши союзники в воспитании, становлении личности ребёнка.
Если двойки появляются в дневнике систематично, то немедленно мчимся за консультацией (учитель-психолог) и дальше работаете, исходя из причин отставания.
Как-то услышала я интервью одного психолога: «Детей нужно наказывать» - и гнев, возмущение мои не стали долго ждать. Как психолог такое может утверждать??? ДЕТЕЙ НУЖНО ПОНИМАТЬ!!! Тогда и причин наказывать не будет. К углу, лишениям они привыкают, крик, ремень их унижает, наказания типа «теперь будешь мыть посуду, убирать» отбивает желание к данным видам деятельности, которые нужно делать, потому что это нормально, это хорошо и правильно. А в комплексе это убивает в них детей, доверие к людям. Это обижает, злит и даёт право делать так же.
Понимания, вам, милые родители! Успешности и успеваемости вашим детям!
Очень актуальная статья перед началом учебного года. Сколько слез бывает из-за оценок, порой из-за 4 дети сильнее переживают, чем из-за двойки. Наши родительские ожидания и требования не всегда соотносятся с возможностями ребенка. Возьму вашу работу в свою методическую копилочку.
ОтветитьУдалитьКстати, есть очень хорошая программа, разработанная психологами Ломоносовской школы "Отметки приходят в гости" и два занятия в ней посвящены как раз двойке.
Спасибо, Людмила за отзыв и рекомендации. Обязательно просмотрю, почитаю.
УдалитьСпасибо огромное, Марина, Вам за эту статью , С вашего позволения размещу ссылку на школьном сайте.
ОтветитьУдалитьКонечно, Анна Борисовна. Спасибо, что читаете и делитесь)
УдалитьПрекрасная статья, большое спасибо, Марина! Ох, как я расстраивалась от дочкиных отметок (не двоек), которые считаю недостаточными. Сперва никакого расстройства не было, мы просто подтягивали упущенную тему, но со временем я заметила, что дочка просто не считает нужным затруднить себя изучением предмета, просто делает, лишь бы поскорее отделаться, как результат - снижение успеваемости. И тут пришло расстройство, нет, я не ругала, но пыталась объяснить, не могла скрыть своей грусти. И летом пришлось учиться, подтягивать дочку по разным предметам, не могу сказать, что все занятия были в радость, но и не сопротивлялась, приняла мое требование подтянуться. Не знаю, что принесет нам новый учебный год, но постараюсь держать руку на пульсе).
ОтветитьУдалитьАня, успехов вам и успешности Эвелинке. Всё будет хорошо, все сложится...
УдалитьСамое главное - с самого начала не пустить обучение на самотек, иначе догонять трудно будет и чем дальше, тем труднее. Для этого нужно доверительное общение с ребенком в младших и средних классах, и обязательный контроль обучения, даже у отличников. Это дисциплинирует ребенка и настраивает на регулярную работу над школьными заданиями и собой, вот тогда и наказывать не за что будет. Известно много случаев, когда способные дети превращались в троечников и даже двоечников без регулярного контроля и моральной поддержки со стороны родителей, и никакие наказания им не помогли.
ОтветитьУдалить