13 авг. 2015 г.

10 детских "НЕ ХОЧУ" и контр аргументы им...

Всем родителям, даже самых ясных им милых крох, иногда приходится сталкиваться с детским "НЕ ХОЧУ"... Как быть? В этом посте немного из опыта мамы и психолога...
Все детки разные, а "НЕ ХОЧУ", всё, же одни и те же:
1. НЕ ХОЧУ есть...
2. НЕ ХОЧУ спать...
3. НЕ ХОЧУ идти домой.
4. НЕ ХОЧУ купаться.
5. НЕ ХОЧУ делиться.
6. НЕ ХОЧУ отдавать...
7. НЕ ХОЧУ идти в детский сад.
8. НЕ ХОЧУ собирать игрушки.
9. НЕ ХОЧУ учить уроки.
10. Просто НЕ ХОЧУ, потому что не хочу... вредничаю)
В основе всех НЕ ХОЧУ лежит отсутствие привычки... то есть её нужно выработать, чтобы дитё ЗАХОТЕЛО!!!
Как? Легко, ненавязчиво, с добром и пониманием того, что вы делаете и зачем... далее более детально.
1. Когда кроха говорит "НЕ ХОЧУ есть", вы просто даёте ему выбор "НЕ ЕШЬ... покушаешь, как проголодаешься. А я поем сейчас".  ЗНАЙТЕ!!! ДИТЁ ГЛОДНЫМ НЕ БУДЕТ!!! Если действительно голоден ребёнок, он сейчас же покушает, с вами, если не голоден, значит кормить его ещё рано... не проголодался, перебил аппетит печеньками, кетьками и т.п. (просто выгуливайте хорошо и уберите перекусы" (чит. статью "Ребёнок плохо ест... Что делать? Как определить "норму")
2. Когда ребятёнок говорит "НЕ ХОЧУ спать", значит не устал... или капризничает и перегулял??? В этом случае должен быть режим дня... постоянный, тогда вопрос "СПАТЬ/НЕ СПАТЬ" сам отпадает, малыш привыкает засыпать в одно и то же время... (чит. статью "Укладываем ребёнка спать. Как лучше?")
3. Когда возникает ситуация "НЕ ХОЧУ идти домой", режим срабатывает, но не всегда... есть моменты, приятные для малыша, расставаться с которыми не столь приятно (друзья, аттракционы, веселье...). Тогда в ход идёт тяжёлая артиллерия АРГУМЕНТ "НАДО", который крохе непонятен и чужд (просто берём дитё на руки и выносим из детской площадки с милым, добрым лицом, рассказывая о том, что "надо идти домой кушать, спать...), или родительские хитрости: "Ой, что-то наш Котя (домашний любимец или любая любимая игрушка малыша) загрустил один дома... надо срочно пойти посмотреть, что он там делает...", "Бабушка (папа, брат...) позвонили, надо идти срочно домой их встречать (приготовить им покушать и т.п.). Хорошо давать ребёнку отсрочку в 5 минут, давая чувство, что он САМ ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ: "Папа позвонил... надо идти домой. догуливай 5 минут и идём". Авторитет взрослого плюс чувство собственной важности и дитё ваше (в смысле - слушается))))
4. Когда малыш говорит "НЕ ХОЧУ купаться", скорее всего, он занят своими "важными" делами. Дайте время их завершить (" у тебя 5-7 минут, доиграй и пойдём"). Если сам процесс купания вызывает негативные переживания у малыша, то выявляем, что именно не нравится малышу (горячая/холодная вода, много/мало воды, мыть голову, так как вода льётся в глаза - найдите удобную позу и способ, чтобы намокли только волосы, а лицо осталось сухим), устраняем неприятную ситуацию, и делаем купание развлечением: игрушки для ванной, поливалки, брызгалки, потешки для купания (дети даже в 3 года их любят, не говоря о малышах)...
5. #НЕ_ХОЧУ_ДЕЛИТЬСЯ... трудно всё же крохе дать то, что его... В той вещи часть его самого... а вдруг кто-то поломает... заберёт... поэтому, дитё должно доверять тому ребёнку, который просит... Уговорите, объясните, попробуйте обменяться... И ВСЕГДА СПРАШИВАЙТЕ У РЕБЁНКА РАЗРЕШЕНИЕ ВЗЯТЬ, ДАТЬ... ведь это его) (чит. статью "Ребёнок жадничает")
6. Когда кроха на ваше: "Отдай, это игрушка мальчика (девочки)" говорит: "НЕ ХОЧУ", то просто поймите, что ЧУЖАЯ ВЕЩЬ БОЛЕЕ ИНТЕРЕСНА!!! Как быть??? Первым делом воспитывайте уважение малыша к другому человеку и его вещам: личный пример (спрашивайте сами у малыша разрешения брать его вещи и его к этому поводите), отражайте чувства другого ребёнка "мальчику обидно, это его игрушка... он ею не наигрался, он расстроен..." (да, детки по своей природе не могут понять чувств другого, но наша мимика и интонация в помощь пониманию), учите договариваться, спрашивать, обмениваться... И снова, дайте время ребёнку согласиться с вашими аргументами и доводами, не выхватывайте резко игрушку... Много ЧИТАЙТЕ поучительных историй и сказок, обсуждайте эти вопросы дома, обыгрывайте подобные ситуации с игрушками (Чит. статью "Как сказать ребёнку НЕЛЬЗЯ, чтобы он услышал")
7. Ситуация "#НЕ_ХОЧУ_идти_в_детский_сад". Как раз актуально для нас сейчас... Задавать вопрос "Почему?" - бесполезная трата времени, иногда травмирует больше, чем сам поход в ДС... Можно поинтересоваться, когда "будет подходящее время", в благоприятной обстановке, ненавязчиво и осторожно, выдвигая крохе свои предположения, но не зацикливаться на этом!!! Каким бы объяснение дитя не было, вы всё равно внушаете, что там хорошо (в последовательности: друзья, игры, игрушки, увлекательные занятия, хорошие воспитатели)!!! Разговаривайте много дома о ДС, смотрите с ребёнком свои фото с ДС и рассказывайте... ПЛЮС, учить кроху ЖИТЬ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС - помогает как ничто другое!!! Пример из нашего опыта: просыпается Лиза и говорит: "НЕ ХОЧУ в детский сад". Я: "Кашу хочешь?". "ДА!", пошли покушаем... вкусная такая!!!" Собираемся выходить... Лиза: "Не хочу в ДС". Я: "На маршрутке покататься хочешь?" - "Да!", поехали... выходим... Лиза: "НЕ ХОЧУ в ДС", я : "Прогуляемся по парку?".. прогулялись, пришли... "НЕ ХОЧУ!!!! НЕ УХОДИ!!!" - с криками и слезами... ухожу, 2 минуты слёз после ухода мамы и далее хорошее время в саду... на 8 день ребёнок ходит с удовольствием в ДС. (чит. статью "Как подготовить малыша к ДС?", "Когда лучше отдавать ребёнка в ДС?")
8. Малыш НЕ ХОЧЕТ собирать игрушки (одеваться САМ, кушать САМ), если нет привычки это делать... её нужно начинать формировать с 9 месяцев - игрушки, с 1,5 лет одеваться, кушать, когда появляются свои желания (не потребности, а именно желания), когда начинает закладываться характер дитя. Да, помочь "закидать" игрушки в пакет или ящик - это увлекательная игра!!! Да, принести (с 11 мес.) маме/папе/бабушке прочитанную книжечку и получить овации "Молодец!!!" - это приятно, радостно... Пользуйтесь, родители этими моментами, для облегчения жизни в будущем... Пусть такие игры будут систематичны и постоянны! (чит. статью "Чтоб игрушка была в радость. Или почему у ребёнка нет интереса к игрушкам?", "Я бы хотела стимулировать ребёнка к большей самостоятельности")
9. Подросший ребёнок говорит "НЕ ХОЧУ учить уроки", а только вчера бежал с удовольствием и рвением в школу... хотя, не факт... Такая ситуация часто случается в семьях, где ребёнок долгое время "маленький", "Что его заставлять?" и т.д. начиналось с вопросов самообслуживания в детском саду (не хотел одеваться САМ,кушать САМ в 3-4 года, а вот теперь не хочет САМ учить уроки)... Снова - нет привычки делать то, что нужно... А скорее НЕТ ПРИВЫЧКИ ПОЛУЧАТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ТОЙ РАБОТЫ, КОТОРУЮ ВЫПОЛНЯЕТ. ещё крохой, пришедшим в год на занятие, дитё учится интересоваться, слушать, слышать, понимать инструкцию, взаимодействовать и проявлять познавательный интерес. А вот в 5-6 лет этому учиться поздно... ДИТЁ ПРИВЫКЛО ДЕЛАТЬ ТО ЧТО ХОЧУ И КАК ХОЧУ...Всё дело привычки. её, конечно выработать можно, но времени и сил потратится больше... Тут подойдут теперь не только личный пример, но и долгие разговоры, мотивация поощрениями в виде совместных поездок, походов и т.д. Да, есть ещё ситуация, когда ребёнок просто не понимает предмет... нужно сесть и разобраться С НИМ ВМЕСТЕ... это лучше, чем нанимать репетитора... он решит вопрос сегодняшнего дня (эту задачку), но не научит учиться и достигать самостоятельно результат, видеть поддержку в родных...
10. Ребёнок НЕ ХОЧЕТ из вредности, делает вопреки... Стоит разобраться почему у него есть желание идти вопреки вашей просьбе (привлечь внимание ваше, наказать вас за... непонимание и как бы "нелюбовь" - дитю так может казаться), обсудить с ним это и высказать свои переживания, чувства по этому поводу... (чит. статью "Ребёнок не слушается. Почему?"). 

Пусть желания ребёнка совпадают с вашими))) Это возможно, когда вы живёте ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС одной жизнью, одними целями... когда вы искренние и открыты.


7 комментариев:

  1. Спасибо, очень интересный материал. С Вашего позволения, размещу ссылку на школьном сайте

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Буду очень благодарна, Анна Борисовна))) Спасибо за отзыв)

      Удалить
  2. Марина, так интересно, я узнала, что ваша малышка тоже пошла в детский сад. Мне стало сразу как-то веселее и легче! И мой Мирошка тоже пошел в сад, уже ходит 7 дней, и кстати, тоже первые 3-4 дня поплакал пару минут и все. Дня три последних его заводил в сад муж и мальчишки. А сегодня пошли все вместе, я не хотела, думала, что он будет плакать, но он пришел, переодел сандали, не до свиданья, не буси, а развернулся и пошел в группу. Знаете, я очень удивлена, ведь мои старшие мальчишки, которые пошли в сад ближе к 3 годам долго плакали, больше месяца, наверное, падали на пол в прихожей, не хотели идти и т.д.
    Вот и вашу статью про детский сад,когда читала, расстроилась, что считается лучше отдавать в 4 года. Но не раз вспоминала ваши слова про то, что иногда маме все же лучше отдать ребенка в дет. сад, ведь у всех есть свои причины.
    А вот сами воспитатели как раз советуют отдавать ребенка в 2 года. Хотя психологи в один голос твердят - 4. Бесспорно, лучше дома с мамой, но если нет выхода, то 2 года очень подходящий момент - мой вывод!
    Очень рада, что у нас с вами похожая ситуация, буду рада обсудить дальнейшие успехи. В будущем, как соберусь, напишу об этом пост у себя в блоге.

    Мои дети редко упрямятся и говорят: "не буду", даже не могу припомнить подобных ситуаций. Я с самого маленького возраста предлагаю им варианты выхода из сложившихся ситуаций. Из 2-х зол выбирают меньшее.)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Олеся, вот сколько много общего у нас (и Мироша пошёл в ДС)!!! и разного... Лиза стала говорить НЕ хочу... когда дело стало с ДС... но и это прошло. В 2 года вести в ДС ХОРОШО, ведь у деток в этом возрасте есть потребность "Я САМ"... но не все готовы оторваться от мамы (особенно если нет опыта общения с другими детками и чужими взрослыми). А в 4 ребёнку, привыкшему, что его раздевают, кормят и слушаются взрослые, будет детский сад нестерпим... Так, что воспитание разное и детки разные...
      Я очень рада, что у нас есть общие темы)

      Удалить
  3. И не переживайте, Олесечка, что в 2 сдали... Важнее не когда, а как, с каким настроем... А Вы всё правильно делаете) Сама, стала замечать, что Лизе меньше внимания уделяю, чем прежде... занятость появилась какая-то... А в саду, всё же коллектив, воспитатели у нас хорошие, к деткам с душой и пониманием... так, что всё же хорошо, что Лизок наша пошла в ДС сейчас.

    ОтветитьУдалить
  4. Марина, прекрасная статья, очень полезный материал. А ДС в 2 года все же легче, чем 3. Тоже проверила на своих детях, причем воспитатели тоже высказывали именно это мнение. С Артуром я погорячилась, не отдала в 2, поспешила в три, лучше бы четырех лет подождала, теперь же он туда вообще не хочет))).

    ОтветитьУдалить
  5. Пожалуйста, Аня. Всегда рада делиться опытом. Мне приятно, что информация Вам полезна.

    ОтветитьУдалить