4 авг. 2015 г.

Авторитет и авторитарность в воспитании... Связаны ли?

В воспитании наших крох мы постоянно ищем "золотую середину", дабы "не перегнуть", "не распустить"...
Одвечный поиск человечества путей и способов влияния на поколения.
Мы "знаем", что "должно быть вот так"... А действительно ли это "так"?
Подобных спорных вопросов множество, написано книг - миллионы. А где правда? У каждого она своя.
Вот и я решила написать свою, из своего опыта... профессионального и материнского. Делюсь.

Когда-то, будучи студенткой 5-го курса университета, темой своей дипломной работы выбрала "Гендерная идентификация детей дошкольного возраста" и проводила исследование на крохах от 3 до 4 лет в разных садах (частном, престижном, где родители имеют определённый статус, соответственно и роли в семье несколько распределены иначе, нежели у людей простых рабочих в обычном государственном ДС).
Для несведущих: гендерная - это половая идентификация человека (кем он себя ощущает - мальчиком/мужчиной или девочкой/женщиной, какие социальные роли на себя берёт)
И одним пунктом исследование был "Влияние авторитета родителя на выбор половой идентификации ребёнка".
 Как оказалось, авторитет и любовь не одно и тоже для малыша (как и для многих взрослых!). Авторитет для ребёнка - это некий страх, боязнь ослушаться и быть наказанным. То есть, если авторитет, то этого человека БОЯТСЯ. ЕСЛИ СЛУШАЕТСЯ, ТО БОИТСЯ, А НЕ УВАЖАЕТ, как многим хотелось бы... Пока, в столь раннем возрасте, подверженном кризису 3 лет это так. Послушание, взращенное на таком авторитете, поверхностное и при отсутствии внешнего контроля исчезает.
Любовь - это любовь) НА ЛЮБИМОГО ЧЕЛОВЕКА ХОТЯТ БЫТЬ ПОХОЖИМ!!! При этом, любимых можно не слушаться за детской логикой... "Дедушка не кричит, его не страшно... Да, я его не слушаюсь... бывает" - говорит Машенька трёхлетка.
Для крох непослушание - это способ проявить своё мнение, свою самостоятельность или выразить протест (основания всегда есть). А мы, "АВТОРИТЕТНЫЕ ВЗРОСЛЫЕ", их за это наказываем... а ЛЮБЯЩИЕ ВЗРОСЛЫЕ понимают, принимают и объясняют... но не факт, что сработает второй подход сразу, здесь и немедленно... Это минус. Он огромный, так как жизни дитя здесь и сейчас может быть в опасности ("вопреки" выбежал на дорогу, например).
Поэтому должна быть система ТАБУ, выработанная всей семьёй и некая свобода действий дитя. Работайте над ОСОЗНАННОСТЬЮ действий и поступков крохи, тогда золотая середина определится быстро и ребёнок будет совершать поступки с точки зрения своей позиции, своего мировоззрения или реального уважения к взрослому.
Как работать над ОСОЗНАННОСТЬЮ?
1. Спрашивайте у крохи: "тебе вкусно?", когда он ест?, "тебе мягко, удобно?", когда он прилёг на постельку, "ты проголодался?" - вместо "пойдём кушать". Так дитё научится отслеживать свои желания, ощущения и чувства. Не бойтесь спрашивать!!! 
2. Говорите о своих желаниях и потребностях. Когда дитё настаивает на "возьми на руки", а вы сами уставшие, говорите "мне тяжело, я устала, давай отдохнём присядем, если ты утомился (утомилась)". Когда ребёнок в гневе поднимает руку на кого-либо/что-либо, вы останавливаете её, и говорите  о том, что вы расстраиваетесь и переживаете с ребёнком тоже. Что вам неприятна такая ситуация. Когда малыш делает "вопреки" (отстаивает свою позицию или привлекает ваше внимание), а вам некогда, ну нет времени, желания и т.д. ГОВОРИТЕ... "сейчас я не готова уделить тебе внимание (достать там что-то и т.п.). Подожди немного или попробуй сам. Твоё поведение мне неприятно сейчас, а гневаюсь, могу вспылить, отругать тебя". Да, "вспылить и отругать" как бы мама не должна, но все мы люди, у нас у всех живые нервы и часто предел всякому терпению есть. И именно озвучив своё состояние (мама), к ребёнку приходит осознание, что мама тоже ЖИВОЙ ЧЕЛОВЕК, У ЕЁ ЕСТЬ ЭМОЦИИ и мы становимся ближе и понятливей для деток. Не стоит делать что-либо ради ребёнка с надрывом и в ущерб себе. Это не принесёт пользы никому!!! Всё должно быль легко и свободно. Тогда и ладится всё как надо.
3. Научитесь сами жить осознанно ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. Отслеживайте каждый момент своей жизни и получайте удовольствие от того, что вы делаете: моете посуду или идёте с ребёнком на прогулке. Не автоматично болтаете с подругами или общаетесь с малышом, планируете сегодняшние дела, а обращайте внимание на то, что вы при этом чувствуете, что хотите сейчас, как вам?
Чтобы не осудили меня коллеги и читатели, по поводу терминологии, "авторитет" есть разный (истинный и напущенный- мнимый) и достигается разными путями (заигрывание, запугивание, сотрудничество, любовь...). Но в положительном свете для малышей и младших дошкольников (до 3-4 лет) это ещё далёкое понятие...
Нам есть чему учится у детей - непосредственности, искренности и УМЕНИЯ ЖИТЬ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, а им есть чему учится у нас - ОСОЗНАННОСТИ.
Если всё так делать, то и жить становится легко, никого не надо контролировать... Авторитарный стиль уходит сам по себе, а любовь становится мудрой. Слепая, она никому не в пользу...
Радости нам познания и мудрости, любви.




2 комментария:

  1. Спасибо, Марина, очень полезные советы. Никогда так глубоко не задумывалась, но интуитивно именно так и стараюсь себя вести.

    ОтветитьУдалить
  2. Аня, в Вас прирождённая женская мудрость... поэтому всё естественно и получается)

    ОтветитьУдалить