2 окт. 2016 г.

Терапевтическая работа с образом дерева

Все проективные упражнения (символдрама, метафорические карты, психочинтез, психоанализ, упражнения из гештальт-терапии и т.п.) - это работа с нашим подсознательным.
Легко и ненавязчиво мы приходим к тому, что нас тревожит, пугает, напрягает, вводит нас в дисбаланс. Работа с подсознательным с помощью проекции - хорошее подспорье в разрешении многих психологических трудностей.
Одним из таких проективных образов есть образ дерева. Почему-то именно дерево несёт в себе такую ментальную силу, которая у нас ассоциируется с семьёй, матерью (символдрама) и нами самими (метафорические карты). И рекомендован этот образ в работе, направленной на налаживание отношений в семье, отношений с матерью, восстановление связи с родом,  разрешение внутриличностных конфликтов.



Упражнение 1.
В работе со взрослыми
Если мы работаем над улучшением взаимоотношений с матерью, то предлагаем клиенту расслабиться (проводим аутотрененг на расслабление) и совершить поход в долину, где растёт дерево. 
Вариант 1.
Какое оно? Опишите. какой у него ствол? ветки? есть ли листья, цветы, плоды. Что вы чувствуете к этому дереву? Нуждается ли оно в уходе? Какая вокруг него земля? Нужно ли её вспушить, полить? Если да, то сделайте это. Что вам может дать это дерево? У вас есть за что быть ему благодарным? 
Затем следует обсуждение.
Вариант 2
После того, как человек представил дерево, ему можно предложить выбрать подобное из предложенных распечатанных на листах формата А-4











Затем стоит уделить внимание вопросам:
1. Почему именно это дерево вы выбрали?
2. Чем особенное это дерево?
3. Какое оно? Чего ему не хватает?

После этого отводим 15-20 минут на то, чтобы клиент дорисовал дереву то, что, по его мнению, украсит жизнь этого дерева.
И снова обсуждение.
1. Что Вы добавили/дорисовали?
2. Почему именно это?
3. Как это отразится на дереве?
4. как бы вы его теперь назвали? (возможно дерево жизни, любви, терпения, самодостаточности, гармонии и т.п.)

В тот момент, когда клиент отвечает на вопросы, мы можем уже слышать рассказ о самом человеке или о понимании его того, какой является его мама для него.

В работе с детьми
Упражнение 2
Проводить аутотрененг с детьми не рекомендую, поэтому детям мы сразу предлагаем выбрать дерево и дорисовать его.
Затем предлагаем ответить на вопросы:
1. Как себя чувствует дерево?
2. Что у него есть? (отсутствие корней говорит нам об отсутствии чувства опоры, стабильности, связи с матерью)
3. Есть ли на дереве голые ветки? (их присутствие говорит о конфликте с мамой, о недостаточной эмоциональной близости)
4. В твоих руках жизнь этого дерева. Что ты хотел бы для него сделать? как можно оживить сухие ветки? 
Дальше идёт обсуждение того, что можно сделать для дерева: полить, вспушить, пересадить, побелить, подвязать ветки, оградить и т.п.

Упражнение проводится не единоразово. Оно требует повторения при каждой встрече до тех пор, пока она стабильно не станет здоровым, крепким, полным сил, энергии.

Упражнение 3.
Хорошо в работе с детьми и их родителями практиковать совместную работу. Просим их нарисовать на 1 листе (или на прозрачном мольберте) столько деревьев, сколько членов семьи. Каждый при этом рисует своё дерево. Затем идёт обсуждение того, как уживаются деревья, что они чувствуют, как им живётся вместе. Что нужно для каждого дерева? Как это можно было бы реализовать?
По ходу обсуждения рисунок можно дорисовывать, подправлять.
По завершению этого упражнения, проводится рефлексия чувств, которые возникали по ходу работы.

Упражнение 4
В работе как с детьми, так и со взрослыми хорошо зарекомендовало упражнение "Взрости дерево"
Даётся задание: на листе формата А-4 нарисуйте 3 дерева: маленькое, чуть больше и самое большое. Это одно и то же дерево, только в разное время: когдо оно было маленьким, потом, когда оно немного подросло, и когда оно уже большое, взрослое. Расскажите, каким оно было, как оно росло, что чувствовало на каждом этапе своего роста.
Для детей это уражнение хорошо выполнять в команде родителей совместно.

Если мы работаем над примерением внутриличностных конфликтов человека, то сперва стоит провести упражнение "Представь себе дерево", а затем работать уже над его совершенствованием.
Выбираем из предложеных деревьев своё и дорисовываем его так, чтобы дереву было хорошо, отмечая каждую деталь рисунка.

9 комментариев:

  1. С детства люблю деревья и мне очень понравился этот пост:) спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста, Женя. Да, и мне тема дерева очень близка. Она красной нитью на всех занятиях... и теперь знаю почему.

      Удалить
  2. Благодарю, прекрасный инструмент для работы с детьми и взрослыми :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне приятно, что Вам, Алёна пригодится. Успехов в работе)

      Удалить
    2. Чудесная методика,буду рекомендовать студентам -психологам.

      Удалить
    3. Чудесная методика,буду рекомендовать студентам -психологам.

      Удалить
    4. Отлично) Пусть будет в пользу!

      Удалить
  3. Спасибо, очень полезно. Скажите, а деревья могут быть другие? Как понимаю, можно подобрать побольше и разные? По какому принципу вы их выбирапи?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, можно подобрать и побольше деревьев. Это расширяет возможности терапевтического сеанса. По какому принципу подбирала? Всё просто: какие понравились из картинок в интернете. Но интерпритация классическая: пальма - мужское начало, разлогое с цветами - женское, наличие дупла - глубокая психотравма, дерево с листиками как глаза - человек ощущает сверхконтроль и он ему мешает и т.д. Смотрите проективный тест "Дом, дерево, человек:

      Удалить